Родителям

Организована работа «горячей линии» для родителей и подростков в службу экстренной психологической помощи «Телефон Доверия» по номеру 4-83-38 в связи с распространением суицидальных игр среди детей и подростков «Синий кит», «Тихий дом», «Море китов» и др. 

Обратившиеся на «горячую линию» получат информационно-разъяснительную и психолого-педагогическую помощь в вопросах профилактики формирования саморазрушающего и суицидально ориентированного поведения детей и подростков.

Время работы: понедельник – пятница, с 8.00ч до 17.00ч.

Также обращаем внимание, что КРУГЛОСУТОЧНО работает единый по Гродненской области номер службы экстренной психологической помощи «Телефон доверия» 170 со стационарного телефона и организован бесплатный доступ по сокращенному номеру 170 для абонентов сети оператора УП «Велком» в г. Сморгонь!

Также за консультацией к специалистам службы «Телефон доверия» учреждения здравоохранения «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия - наркология» можно обратиться:

ГРУППА В VK: ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 170 (vk.com/public77008452)

SKYPE: HELP170   E-MAIL: HELP170@MAIL.RU   НАШ САЙТ: 170.BY, (www.mmc.grodno.by)

Материалы, направленные на профилактику наркомании размещены на сайте POMOGUT.BY

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СППС

С 2020 года организована областная постоянно действующая виртуальная школа для родителей «Успешное родительство»

развернуть

Правила безопасности в Интернете

развернуть

Правила безопасности в Интернете

Реальность, в которой живут современные дети и подростки, несравнима  с той, в которой воспитывались их родители.

Использование разнообразных информационных ресурсов оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей – это увлекательно, это обучает и социализирует. Но не все понимают, что эти же средства могут представлять потенциальную угрозу в зависимости от того, как осуществляется их использование.

 

С какими угрозами могут столкнуться дети           в сети Интернет?

 

  1. Коммуникационные риски или риски общения
  • Интернет-хулиганство, киберпреследование, киберзапугивание (кибербуллинг). Кибербуллинг – психологическое насилие в сети, информационное преследование со стороны сверстников, проявляющееся в виде издевательств, насмешек, запугиваний, прочих действий, которые негативно влияют на психическое состояние ребенка. У него создается ощущение безысходности, даже дома его не оставляет чувство тревоги, он впадает в депрессию. Информационная атака может привести к суициду.

Издевательство         в        сети наказуемо действующим  законодательством. Согласно статьям 152, 153 Гражданского кодекса          Республики         Беларусь человек,        которого оскорбили, может обратиться в суд с исковым заявлением       о       защите      чести         и достоинства. Также оскорбившего можно          привлечь    к

административной ответственности   по статье 10.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Для этого необходимо обратиться в отдел внутренних дел по месту жительства с заявлением.

  • Знакомства в Интернете и встречи с Интернет-незнакомцами.

Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять        в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей.

Социологические опросы об информационной безопасности детей и подростков в Интернет-сети приводят следующие данные о контактах: родственники – 43 %; виртуальные друзья – 21%; незнакомые люди –  36 %. Однако по большому счету виртуальные друзья – тоже незнакомцы. Таким образом, большую часть своего времени в сети дети уделяют общению с посторонними людьми, делятся своими переживаниями, секретами, планами. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против ребенка, и представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем. 

Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Обман детей возможен, так как при общении в интернете не всегда точно можно сказать, кто на самом деле является твоим собеседником. Часто этим приемом пользуются педофилы, которые общаются с детьми от лица другого

«ребенка» и предлагают встретиться в реальной жизни.

 

  1. Потребительские риски

Сюда относится хищение персональной информации с целью кибермошенничества. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что мошенник незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя с целью получить материальную прибыль.

                По      информации

пресс-службы Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2020 году зафиксировано 25,5 тысяч   преступлений     в сфере высоких технологий. Из них 23,5 тысячи – хищение денег с использованием компьютерной      техники. Очень        часто          злоумышленники        звонят        в мессенджерах (приложения для переписки) якобы из банка и под разными предлогами узнают реквизиты, пин-код, трехзначный код на оборотной стороне карты.  

Сваттинг – это новый для Беларуси вид преступления. Хулиганыгеймеры отправляют в экстренные службы ложное сообщение об опасности от имени другого игрока. Во-первых, ложные сообщения отвлекают от оказания помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Во-вторых, такими «разводами» геймеры могут доставить большие неприятности с законом своим оппонентам. По всему миру милиция успешно устанавливает личности этих геймеров. 

В Беларуси за «сваттинг» предусмотрена ответственность по статье 340 Уголовного кодекса Республики Беларусь до 7 лет лишения свободы. Если геймер не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, то отвечать за него придется родителям.

Мошенники и способы их действия идут в ногу со временем. Неосведомленность и наивность детей делают их легкой добычей. Один из способов обмана – это «выигрыш». Сообщение    о призе (компьютер, мобильный телефон и пр.).  Для этого   у       несовершеннолетних просят        сообщить данные электронной карты (родителей) и цифры, которые пришли в СМСсообщении на телефонный номер. 

Также        среди киберпреступлений распространен фишинг – когда в социальную сеть сбрасывают вредоносную ссылку, по которой человек

попадает на поддельный сайт и «засвечивает» все данные своей платежной карты, после чего приходит сообщение о списании денег.

Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации – наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь). За совершенные преступления ребенком в возрасте  до 14 лет несут ответственность их родители.

 

Всегда помните!!!

  • Далеко не все, что можно прочесть или увидеть в Интернете – правда.
  • В Интернете каждый может представить себя не тем, кем является на самом деле.

Jтветы на вопросы, связанные с проблемой кибербуллинга, а также анонимную консультацию психолога можно получить на сайте http://kids.pomogut.by, созданном по инициативе Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также на детском правовом сайте https://mir.pravo.by.

 

 

свернуть

Советы родителям перед началом обучения ребенка

развернуть

1. Ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы.

2. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только десятки и все всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?).

3. Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).

4. В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка.

5. Не требовать долгого внимания от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня для вашего ребенка проконсультируйтесь с психологом.

6. Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например, ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.

 7. Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок.

8. Кроме того, не следует заставлять его во, чтобы то ни стало делать все на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил.

свернуть

Памятка для родителей будущих первоклассников

развернуть

Скоро в школу... Следующей осенью ваш ребенок переступит порог школы. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.

Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в школу. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут…», «Двойки будут ставить…», «В классе засмеют…» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни – еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое… Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!

свернуть

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе

развернуть

Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Самый важный результат, к которому следует стремиться - это поддержание у ребенка положительного отношения к школьной жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители - учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, тогда школа не является проблемой.

Вот некоторые рекомендации:

  • Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен видеть Вашу улыбку и слышать ласковый голос.
  • На прощанье полезно пожелать малышу удачи, подбодрить, найти хоть пару ласковых слов.
  • Встречайте ребенка спокойно, не обрушивая на него тысячу вопросов типа: «Что ты сегодня получил?». Дайте ему расслабиться. Но если ребенок чересчур возбужден и сам жаждет сходу поделиться чем-то, выслушайте его – это не займет много времени.
  • После школы дайте ребенку возможность отдохнуть, причем желательно обеспечить ему 2-х часовой дневной сон.
  • Интересуйтесь успехами ребенка у учителей, но не в присутствии малыша!
  • Хотя бы полчаса в день посвятите только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в этот момент он поймет, что для вас нет ничего важнее его дел, его забот, радостей и неудач.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  •  При выполнении домашнего задания ребенку жизненно необходимы Ваш спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится») и похвала, даже если у него не очень-то получается.
  • Почаще хвалите своего ребенка именно тогда, когда он что-то делает. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.
  • Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Обратите внимание на то, что в течение учебного года есть «критические» периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижена работоспособность. Для первоклашки это: первые 4-6 недель, затем конец 2-й четверти, первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  • Учтите, что даже «совсем большие» дети (7-8 лет) любят сказку на ночь, песенку или ласковое поглаживание. Все это успокаивает малыша, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть.
  • Запомните: главное – здоровье! Самые грандиозные школьные успехи не стоят потерь для здоровья. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок соблюдал режим дня, хорошо питался, играл, достаточно времени проводил на свежем воздухе, был спокойным и жизнерадостным.

Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?

1. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке - грустное зрелище.

2. Важно, чтобы ребенок знал и чувствовал, что вы искренне интересуетесь его школьными делами, заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

3. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

4. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

5. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

6. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, прежде всего задумайтесь над линией собственного поведения.

7. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

8. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая подробности с ребенком.

9. В школе ваш ребенок может столкнуться с критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя. Замечайте его успехи, не скупитесь на похвалу, ведь как утверждают мудрые - 

«Справедливая похвала нужна детям, как солнечное сияние цветам».

свернуть

Как понять, что ребенок подвергается травле

развернуть

Формирование детско-родительских отношений

развернуть

Научите ребенка не стать жертвой насилия

развернуть

Психическое здоровье подростка

развернуть

Агрессивный ребенок. Что с этим делать?

развернуть

Агрессия – не всегда явление отрицательное. Ведь она играет еще и защитную функцию – функцию самосохранения. Поэтому не стоит так категорично относиться к этому явлению. А вот агрессивность – это устойчивое свойство личности, которое выражается в стремлении насильственных действий, направленных на другого. Это уже то, что не стоит взращивать в детях.

Бороться с агрессивностью нужно:

-       Терпением

-      Это самая большая добродетель.

-       Объяснением

-      Объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

-       Отвлечением

-      Постарайтесь предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что он пытается делать.

-       Неторопливость

-      Не спешите наказывать ребёнка - подождите, пока поступок повторится.

-       Наградами

-      Если вы похвалили ребёнка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нём желание ещё раз услышать вашу похвалу.

Если ребёнок агрессивен...

 Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, бьет посуду, портит мебель, рвет тетради.

Итак, ребенок агрессивен. А что могло послужить причиной этому?

Давно доказан психологами эффект заражения агрессивным поведением при наблюдении за ним. Т.е. повсеместная демонстрация сцен насилия может послужить причиной. Сюда относится и телевидение.

Определенный стиль воспитания в семье также одна из возможных причин.

Еще одна частая причина агрессивности – индивидуальные особенности ребенка. Ну и, конечно, социально-культурный статус семьи также влияет на агрессивность (С волками жить – по-волчьи выть).

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.

Еще одной причиной появления агрессивности может быть недостаток внимания к своей персоне со стороны окружающих. Ребенок действует так, чтобы удовлетворить свою потребность в общении и любви.

Предупреждение агрессивных действий детей:

-       Никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность.

-       В некоторых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;

-       Если конфликт возникает среди детей, то стоит «агрессора» временно остановить среди них: пусть почувствует, что такое проявлять агрессивность без явного повода для нее;

-       Если ребенок проявляет агрессивность по отношению к своим сестрам и братьям. То пусть они придумывают меру наказания и наказывают его;

-       Если ребенок готов к нанесению удара. То лучше быстро остановить его и резко предупредить: «Нельзя!»;

Обращение с ребенком после агрессивного поведения:

-       подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его поступка;

-       искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;

-       следует помнить: частые наказания неэффективны. А безнаказанность еще больше портит;

-       придумать другие приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание).

Как воспитывать ребенка, чтобы он не был агрессивен:

Одобряйте то поведение ребенка, которое Вы сами оцениваете как благородное, доброе, достойное и, естественно, не одобряйте агрессивное поведение, направленное на человека, животное, да, и предметы тоже (хотя, некоторые успокаиваются лишь, разбив пару десяток тарелок).

Определите границы дозволенного. Если ребенку позволяется все, то он и будет себе многое позволять.

Не применяйте физические наказания. Наказать всегда можно чем-нибудь другим, а лучше вместо наказания временно лишить ребенка чего-то хорошего.

Малыши во многом подражают родителям. Подавайте хороший пример. Если Вы будете требовать от ребенка одно, а сами вести себя противоположным образом, дитя вас просто не послушает. 

Упражнение «Гнев».

Детям показывается пиктограмма гнева на листке бумаги. Каждый пытается изобразить эмоцию гнева. После этого проводится конкурс на «Самый гневный гнев».

Упражнение «Куда уходит злость».

«Пока мы выполняли предыдущее упражнение, в комнате накопилось очень много злости. Мы не можем работать, пока злость с нами. Давайте разойдемся по комнате и руками сгоним всю злость средину. Теперь давайте потопаем ногами, чтобы злость испугалась и поднялась вверх. А теперь давайте все вместе дуть на злость, чтобы она улетела в открытое окно».

Упражнение «Где живет гнев?»

«Гнев может жить в любом месте вашего тела. Поищите его у себя. Что вы чувствуете в этой части тела? (напряжение, зажимы, тяжесть). Приятно ли вам от этих ощущений? А теперь нарисуйте человечка, покажите место, где живет ваш гнев, и раскрасьте его цветным карандашом».

Упражнение «Сколько во мне гнева?»

Перед ребенком ставится стакан, и взрослый предлагает ему налить в него столько воды, сколько гнева он чувствует в себе в данный момент. Озвучивает свои действия.Подобное можно делать с воздушным шариком, надувая его до определенной степени. («Мой шарик вот-вот лопнет».)

Упражнение «Застывшая скульптура»

При «потасовке» её участникам предлагается замереть, изображая глиняную скульптуру в застывших агрессивных позах. Остальным предлагается побыть скульптором и поменять что-то в этой скульптуре (положение рук, ног, выражение лица). Возможно, получится совсем другая скульптура.

Упражнение «Превращения злости».

Если есть доска с маркерами, или мелками, го противникам даются два разных цвета и предлагается быстро зарисовать доску. Затем посмотреть на общий рисунок и постараться увидеть, что в результате получилось. Это получившееся общее изображение нужно обвести, обозначив, например, животное, растение, облака и т.д.

Упражнение «Два барана»

На четвереньках два человека пытаются, упираясь плечом в плечо, сдвинуть соперника из центра круга. Остальные - болельщики.

Упражнение «Кулаки, ладони, руки скрещены на груди»

Все по команде, не договариваясь, выбрасывают руки определенным образом: кулаки, ладони или руки скрещены на груди. Задача в том, чтобы вся группа выбросила руки одинаково. (Кулаки  свидетельство агрессивности в группе).

Упражнение «Одеяло»

Ведущий взбивает одеяло и «усаживает» его на стул в центре круга. «Представьте себе, что здесь сидит ... Сейчас каждый из вас по очереди может подойти и что-то сделать с этим одеялом, то есть с ... Дети подходят к одеялу. ...Ну как, теперь он(а) вам нравится?.. А может быть что-то еще сделать?»

свернуть

Памятка для родителей по профилактике суицида

развернуть

Особенности воспитания подростков

развернуть

Общение с подростком

1.   В общении с ребенком придерживайтесь позитивного стиля общения. Отмечайте все его успехи, хвалите, но не перегибайте палку.

2.   Постарайтесь окружить вашего подростка любовью и пониманием.

3.   Не стоит разговаривать с ребенком авторитарным, приказным тоном. Гораздо эффективнее мягко (но без излишнего сюсюканья) и четко попросить его о помощи.

4.   Не сравнивайте вашего подростка с другими ребятами, особенно если это сравнение не в его пользу.

5.   Интересуйтесь делами вашего ребенка; если он не сразу спешит поделиться с вами своими проблемами, не отчаивайтесь. Подросток оценит вашу искреннюю заинтересованность его делами и обязательно поделится своими переживаниями.

6.   Если вашему ребенку трудно общаться, не стоит принуждать его к общению, отмечать его стеснение при посторонних.

7.   Создавайте ситуацию вынужденного общения, например, не вызывайте мастера по ремонту компьютера за него, не стремитесь вместе с ним оформить паспорт, купить что-то в магазине и т.д. пускай подросток сам решит свои проблемы. Старайтесь приучать сына (дочь) к общению с официальными лицами и организациями. Не поддавайтесь на просьбы позвонить или сходить куда – то за него. Со словами «У тебя это обязательно получится, никто не сможет сделать это лучше тебя» твердо откажитесь от его просьбы.

8.   Не раздражайтесь, если ваш ребенок отказывается от общения.

9.   Старайтесь быть примером эффективно общающегося человека.

10.          Если подросток захотел пообщаться с вами, постарайтесь найти время и выслушать его.

Советы по взаимодействию с подростками

Позитивный настрой.  Любое взаимодействие с подростком начинайте с себя. Если вами овладевают гнев, злость, раздражение, необходимо привести себя в равновесие (глубокий вдох – выдох, переключение внимания, напевание легкой мелодии и т.д.). Вспомните положительные качества подростка. 

Доверие. Установите доверительные отношения с подростком. Он будет молчать, вести себя агрессивно, лгать, пока не почувствует, что вам можно доверять.

Субъективное отношение. Помогайте подростку только тогда, когда он действительно в этом нуждается и готов принять помощь.

Последовательность действий и поступков. Вы никогда не достигнете желаемых результатов, если будете менять свою позицию или если ваши заявления не будут соответствовать поступкам.

Поощрение. Поддерживайте самые минимальные изменения в поведении или учебной деятельности подростка. И не просто их выделяйте, а цените.

Компромисс и гибкость. Если вы добились существенных изменений в поведении подростка, то не загоняйте его в угол из-за хороших побуждений, дайте ему возможность привыкнуть к своему новому «Я». Используйте различные стратегии и тактики работы и взаимодействия с подростком. Ведь выбор формы и содержания работы зависит от конкретного случая.

свернуть

Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе

развернуть

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком. 

1. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним? 

2. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

 3. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)? 

4. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы? 

5. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться? 

6. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

 7. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

 8. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?

 9. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

 10. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе? 

11. Вы знаете, кто у него любимый учитель в школе? 

12. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе? 

13. Вы первым идёте на примирение, разговор? 

14. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка? 

Если на все вопросы вы ответили «ДА», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство «НЕТ», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ:

1. Расспрашивайте и говорите с ребёнком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. 

2. Авторитарный стиль воспитания неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (нанесение порезов, шрамов, а также употребление психоактивных веществ). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договорённостей.

3. Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков ещё только формируется картина будущего. Узнайте, что ваш ребёнок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (реалистичный) план действий.

4. Говорите с подростком на серьёзные темы: что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Если избегать разговоров на сложные темы, подросток всё равно продолжит искать ответы на стороне, где информация может оказаться не только недостоверной, но и опасной.

5. Делайте всё, чтобы подросток понял: сама по себе жизнь – это ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребёнка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, спорта.

6. Давайте понять подростку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудач делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот, привычка к успехам порой приводит к тому, что человек начинает болезненно переживать неудачи.

 7. Доверяйте ребёнку, поощряйте интересы и увлечения, будьте честными, искренними и последовательными в общении и воспитании.

8. Любите своего ребёнка. Самое главное – научиться принимать детей такими, какие они есть. 

 ЧТО МОЖЕТ УКАЗЫВАТЬ НА ТО, ЧТО ПОДРОСТОК НАХОДИТСЯ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ?

1. Прямые высказывания о нежелании жить: «скоро все закончится…», «у вас больше не будет проблем со мной…», «все надоело, я никому не нужен …» и т.д. 

2. Раздача значимых (ценных) вещей.

 3. Чрезмерный интерес к теме смерти (стихотворения, группы в социальных сетях).

4. Пессимистические высказывания, «у меня ничего не получится», «я не смогу», «мое будущее безнадежно» и т.д.

5. Стремление к уединению, уход в себя.

6. Потеря интереса к любимым занятиям. 

7. Внезапные смены настроения «из крайности в крайность».

8. Изменения в привычном режиме питания, сна.

9. Резкое снижение интереса к привычной деятельности (увлечениям, учебе). 1

10. Рассеянность, невозможность сосредоточиться.

11. Употребление психоактивных веществ.

В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ СИЛЬНОЕ ОТЧАЯНИЕ, ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА, ОН НЕ ВИДИТ ВЫХОДА…

ВНИМАНИЕ РОДНЫХ И БЛИЗКИХ МОЖЕТ ПРЕДОТВРАТИТЬ БЕДУ!

 

СИТУАЦИИ, НА КОТОРЫЕ НАДО ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ

 1. Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях)  

2. Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми  

3. Несчастная любовь или разрыв романтических отношений  

4. Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, в том числе развод родителей, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание, насилие в семье, неблагоприятная или конфликтная семейная ситуация)  

5. Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (в том числе неоправданные завышенные ожидания как от самого себя, так и от других людей) 

6. Резкое изменение социального окружения и трудности адаптации, потеря друзей (например, в результате смены места жительства)  

7. Недостаточное позитивное внимание со стороны родителей (отсутствие эмоционального контакта, критика, постоянная занятость родителя, игнорирование потребностей подростка во внимании) 

 

свернуть

О чем важно знать современному родителю выпускника

развернуть

1.   ВЫ  УВЕРЕНЫ В РЕБЕНКЕ = ОН УВЕРЕН В СЕБЕ

Родительский дом – это основной ресурс, из которого ребенок черпает силы, уверенность в себе и в том, что его окружает. На всех этапах взросления, во всех кризисных ситуациях родительский дом – это место, где тебя любят и примут всегда и любым, где в тебя верят и поддерживают, где безопасно и спокойно. Из такого дома в социум выходят счастливые и уверенные в себе люди, которые справятся со всем. Эта истина актуальна всегда, но особое внимание ей важно уделить в этот сложный и ответственный для вашего ребенка период.

2.  СЛОВА ПОДДЕРЖКИ

Банальные и очевидные для вас слова и жесты важны и необходимы сейчас вашему выпускнику: «Мы в тебя верим», «У тебя все получится», «Ты отлично справишься», «Мы тебя любим всегда».

3.  ЖЕСТЫ И ПРИКОСНОВЕНИЯ

В здоровой семье всегда есть тактильный компонент общения: обнять, поцеловать, похлопать по плечу… Найдите свои варианты, которые подходят именно вашей семье, но помните: его/ее, такого большого и взрослого, тоже надо обнять и приласкать. Особенно в этот период нехватка тактильных ощущений и сенсорный голод – это путь к стрессу.

4.  ДОМ – ТЕРРИТОРИЯ, СВОБОДНАЯ ОТ СТРЕССА

Теплая, уютная и спокойная атмосфера дома – одна самых важных антистрессовых мер. Чем ближе к экзаменам, тем напряженнее атмосфера в школе. Если прибавить к этому курсы и репетиторов, то местом, где хорошо и спокойно, должен, просто обязан стать дом. Конечно, поинтересоваться, как дела в школе, можно и нужно, но давить и выступать с нотациями дома в этот период просто опасно.

5.  «Я» И «ТЫ» ВМЕСТО «МЫ»

 Невозможность родителя «отлепиться» от ребенка и внутренне отделить его жизнь от своей создает массу проблем для обоих. Чем эта ситуация грозит? Мама на всех этапах находится вместе с ребенком, все решает и контролирует, но на экзамене-то он будет один. Мамы рядом не будет, вместе с ним никто не станет решать задачки, и отвечать за все ему одному и ответственность нести одному, хотя всегда были «мы». И вот тут вариантов развития событий, как правило, два.

Экзамен – это кризис, а кризис – это рост. …а рост – это хорошо. Эту простую и такую важную формулу нужно не только держать в своей голове, но и постараться вложить в голову своему выпускнику. Мы знаем, но часто забываем, что личностный рост – это единственный путь развития человека. А растем мы только через кризисы. Сидя в «зоне комфорта» и не высовывая оттуда нос, невозможно развиваться. Кризис и рост невозможны вне стресса, однако правильно организованные экзамены и хорошая к ним подготовка делают этот стресс не только не вредным, но и полезным для человека. Дают ему бесценный опыт прохождения стрессовых ситуаций и варианты выхода из них победителем. Такой стресс закаляет и делает человека стрессоустойчивым.

6.   НЕ ЗАБЫВАЕМ ОБ ОТДЫХЕ

 Год перед экзаменом многие вспоминают как самый тяжелый – не только из-за страхов и стрессов, но, прежде всего, из-за перегруженности. Репетиторы, курсы, дополнительные часы «важных» предметов – и все это помимо нагрузки в обычной школе. Эта нагрузка зачастую просто не под силу подростку, силы которого направлены еще и на решение его внутренних кризисов и конфликтов. Уставший и «нафаршированный» знаниями молодой организм часто сдается на финише или близко к нему. Уже начиная с марта растет заболеваемость среди выпускников, а ближе к маю головные боли, срывы «по пустякам» и истерики на ровном месте – самый частый запрос к психологу от родителя.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Отследить расписание и распределить нагрузку. Восемь-девять уроков в день и в школе до 15.00 – вечер свободен, шесть-семь уроков и среди них мало «важных» – вечером репетитор. Выходные остаются выходными – это хорошее правило. В случае тревожного подростка – это закон. Один из выходных – спорт. Давать свободное время и пространство. Между школой и репетитором – не менее часа-двух «безделья». Меньше компьютера и телевизора, больше воздуха и спорта. Совместный отдых. Обязательная часть антистрессовой программы. Просмотр фильма, игра в «активити» по вечерам, катание на лыжах, прогулка в парке – что угодно, но всей семьей и с удовольствием.

7.  ХАОСУ – НЕТ, ПЛАНУ – ДА!

Важный пункт подготовки к экзамену – это отказ от хаоса в жизни в пользу здорового планирования. Чем больше определенности, тем безопаснее, чем безопаснее, тем спокойнее. Все просто. За два-три месяца перед экзаменом: все поездки, по возможности, запланированы заранее; расписание занятий четкое, стройное и всем удобное; дополнительные «стрессовые» нагрузки – минимизированы. Даже хорошие, на первый взгляд, поступки, с целью порадовать и подбодрить чадо: «А давай заведем щенка, ведь ты давно хотел» – принесут стресс вместе с радостью, поэтому лучше перенести их на другое время. Радовать можно менее эмоционально затратными вещами и событиями.

ВЫХОД  ЕСТЬ ВСЕГДА!

Только ленивый психолог не прокомментировал популярную табличку в метро «Выхода нет», рассказав об опасном влиянии этой фразы на психику человека. Одна из важных особенностей выпускного экзамена – это его рубежность. Переход из привычного школьного мира в мир новый, незнакомый. И тут встает вопрос – а если не вуз, если не поступил, то что? Всё? Именно здесь родителю важно включиться в диалог и не совершить большую ошибку из самых лучших побуждений, замкнув круг внутренних рассуждений подростка фразой «другого выхода нет».

ЧТО ВАЖНО СДЕЛАТЬ

Поговорите и расставьте приоритеты, в которых, разумеется, ВУЗ будет стоять на первом месте, но будут и другие варианты, которые не так желанны, но вполне реальны и приемлемы. У человека должно быть пространство для маневра, именно оно создает ощущение свободы и, как следствие, возможность целенаправленно действовать. Важное правило функционирования психики – действовать тогда, когда выход есть. Отсутствие выхода рождает ступор и панику. И помните – горячая экзаменационная пора рано или поздно закончится. А доверительные отношения между вами и вашим взрослым, но ребенком – останутся, независимо от того, в какой вуз он поступит.

Экзамен – это кризис, а кризис – это рост …а рост – это развитие!!!

свернуть

Психологическая помощь родителям в период подготовки к экзаменам

развернуть

Экзамен – неотъемлемая часть жизни, и самое разумное – научиться сдавать их так, чтобы иметь хороший результат, свести к минимуму вредные последствия и, может быть, даже получить удовольствие. В этом Вам помогут определенные психологические знания.

 

 ЧТО НУЖНО СЕЙЧАС ВАШЕМУ РЕБЕНКУ?

Ø Поддержка, знание, что он любим, несмотря ни на какие обстоятельства.

Ø Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Ø Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Ø Уверенность в своих силах и наличие запасных вариантов в случае неуспеха. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Ø Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните, что он обязательно должен чередовать занятия: литература, математика и т.д.

Ø Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал, на столе не было лишних предметов, из-за которых рассеивается внимание.

Ø В комнате должен быть свежий воздух, по линии взгляда хорошо повесить картину или коллаж, где были бы желтый, голубой, фиолетовый – эти цвета повышают эффективность занятий.

Ø Поставьте сирень или зажгите аромалампу с запахам цитрусовых, эти запахи бодрят и благотворно влияют на память.

Ø Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов: грецкие орехи, молочные продукты, рыба, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Перед экзаменами не следует наедаться.

Ø Одежда должна быть удобной. Помните, что новые вещи всегда немного сковывают, что ребенку явно противопоказано. Не забудьте напомнить о носовом платке – он пригодится для влажных глаз и ладоней.

Ø В день экзамена постарайтесь, чтобы ребенок съел на завтрак немного больше того, к чему привык. Надо помочь организму выдержать психологическую нагрузку. На экзаменах мозг работает с большей активностью, чем в обычные дни, и поэтому организм нуждается в дополнительных энергетических ресурсах.

Ø  Не давайте кофе, крепкого чая, т.к. нервная система находится на взводе. Следовательно, о дополнительной стимуляции не может быть и речи. Повышенное содержание кофеина может привести к самым нежелательным последствиям: дрожанию рук, рассеиванию внимания, беспокойству и тревожности. Лучше дайте с собой шоколад.

 

свернуть

Помощь родителей в выборе профессии

развернуть

Выбор профессии – важное и ответственное дело! Это сложная задача даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для подростков.

Поэтому помощь родителей в её решении важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет и всегда должны быть готовы прийти на помощь первыми. Выбирая профессию, нужно учитывать интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья и только потом семейные традиции и интересы.

Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии:

• обсуждайте вместе с ним возможные «За» и «Против» выбранной профессии;

• рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;

• учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности;

• если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами;

• не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;

• поддерживайте ребенка, если у него есть возможность, терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;

• если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это, ошибку можно исправить;

• если Ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках.

Как поддержать ребёнка в выборе профессии:

• В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете приведут к отчуждению между вами.

• Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают: престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство.

• Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

• Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с личностными особенностями (уровень знаний, здоровье, способности и т. д.). В ходе такого сопоставления Ваш ребенок станет думать о своем выборе реалистичнее.

• Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.

Сделать правильный выбор—значит найти профессию, которая:

• интересна и привлекательна («ХОЧУ»). Это те занятия, которые ребёнок делает с интересом, с желанием.

• доступна и посильна («МОГУ»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.

• имеет спрос на рынке труда («НАДО»). Это знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда.

Можно быть несчастным и при большом богатстве, и порхать от счастья, когда по мнению окружающих, ситуация хуже быть не может. Так и нелюбимая, но денежная и престижная профессия не принесёт радости, если выбор был сделан без опоры на личные предпочтения.

Любимая работа, которая дарит не только возможность реализации своих знаний и возможностей, но и чувство довольства собой, будет способствовать состоянию душевного равновесия.

Ошибки родителей при профориентации ребенка:

Самая грустная, но легко исправимая – пустить все на самотек. Каму-то лень или некогда заниматься своим ребенком. У кого-то у ребенка самый пик подросткового кризиса и в сторону родителя направленны только «колючки как у ежика» и возглас «Я сам!». Но какова бы не была причина, очень важно родителям осознавать свою роль и значимость в принятии этого решения.

Не устраняйтесь.  

Выбор профессии по принципу династии. В некоторых семьях уже, например, пятое поколение врачей или учителей, и зачастую в такой ситуации выбора у ребенка не остается. Иногда случается, что такой выбор становится очень успешным. Ведь ребенок растет в семье, где видит особенности этой профессии, слышит или даже участвует в беседах на профессиональную тему. И тогда можно смело говорить о том, что такой выбор соответствует интересам и склонностям ребенка. Делать же выбор таким способом, не учитывая, особенности ребенка, очень рискованно.

Выбор профессии исключительно по принципу будущего благосостояния. Деньги – это хорошо и важно. Но, все мы знаем, что если человек работает с удовольствием, «с душой» - то и результат достигается быстрее, а качество превосходит все ожидания. Именно заинтересованность, увлеченность будущей профессией – фундамент будущего профессионализма. А профессионализм – это и востребованность на рынке труда, и рост, и высокий доход.

Выбор профессии по принципу «Все равно где работать – лишь бы не работать!». Работа как убивание времени с целью получения заработка. Такое мнение тоже имеет право быть. Работа занимает 40 часов в неделю. В году в среднем 53 недели – это 2120 часов в год. Возьмем средний стаж 35 лет – 74 200 часов чистого убитого времени, потраченного на имитацию деятельности. Что может быть печальнее!

Желание родителей реализовать свою несбывшуюся мечту через выбор ребёнка. Помните, работать и жить в профессии придётся не Вам, а ребёнку, поэтому ориентироваться необходимо на его интересы и склонности.

Чем же могут родители помочь в выборе профессии?

  1. Информацией о мире профессий. Вы, как взрослые люди обладаете профессиональным опытом, поделитесь им со своим ребенком: расскажите об основных обязанностях, необходимых знаниях или умениях людей, знакомых Вам профессий.

2. Организовать «Профессиональные пробы». Очень важный механизм профессиональной ориентации — «проба» профессии на себе. Иногда эту возможность предоставляют те или иные кружки и секции. Например, редакция юношеской газеты для потенциального журналиста. Иногда есть возможность устроить старшеклассника на работу в интересующую его сферу на самую низкую позицию на период каникул. Например, для подростка, интересующегося рекламной отраслью, будет полезно поработать промоутером, хоть это и самое низшее звено в рекламном агентстве, но возможность познакомиться с самим процессом будет. Придумать вариант «профессиональной пробы» и реализовать его часто под силу только взрослому.

3. Обсуждение.  Серьезный, вдумчивый разговор о выборе профессии может дать очень многое.

В разговоре важно осознать вместе с ребенком, по каким критериям он выбрал ту или иную профессию, как он себе ее представляет, какие видит перспективы развития в ней. Очень ценным будет, если вы сможете обсудить с подростком альтернативы: «А где еще бы ты мог реализовать свои способности?», «А какие еще профессии подошли бы тебе?». Часто подростки зацикливаются на одной профессии, которая на слуху, отметая множество других подходящих вариантов. Очень полезно в таких беседах позволить сыну или дочери немного помечтать, отодвинув различные «у меня не получится», «в такой вуз мне не поступить», «в этой профессии зарабатывают мало» и так далее. Только четко осознав свои желания и склонности, нужно делать следующий шаг — к анализу возможностей.

Выбор профессии – это одно из самых важных решений в жизни, и помогая своему ребенку в этом выборе самостоятельного пути, вы помогаете ему обрести будущее счастье.

свернуть

Действенный способ защитить детей от сексуального насилия

развернуть