Cтраница дефектолога

В нашем учреждении открыты классы неполной модели - 4 класса интегрированного обучения и воспитания и для одного учащегося осуществляется надомное обучение. 

В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, с трудностями в обучении осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.

Учитель-дефектолог проводит занятия с учащимися с особенностями психофизического развития в отдельном, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием, кабинете, где созданы  условия для получения специального образования с учетом особенностей их психофизического развития, а также благоприятная среда, которая позволяет каждому ребенку двигаться в зоне максимальных возможностей, не испытывая дискомфорта от пребывания среди успевающих сверстников.

____________________

ВИЗИТКА УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

 

Шукелович Вероника Сергеевна - учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи

  • образование - высшее, Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка
  • квалификационная категория - первая
  • педагогический стаж - 7

ГРАФИК РАБОТЫ

ПОНЕДЕЛЬНИК    12.00 – 13.00, 13.50 - 16.50

ВТОРНИК             12.00 – 16.00

СРЕДА                 12.00 – 16.00

ЧЕТВЕРГ              12.00 – 16.00

ПЯТНИЦА            12.00 – 16.00

КОНСУЛЬТАЦИИ

ВТОРНИК         11.20 – 11.50            для законных представителей и педагогов школы

СРЕДА              11.20 – 11.50            для учащихся школы


Янковская Юлия Викторовна - учитель-дефектолог класса интегрированного обучения и воспитания

 

  • образование - высшее, Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка
  • квалификационная категория - базовая
  • педагогический стаж - 16 лет

ГРАФИК РАБОТЫ

ПОНЕДЕЛЬНИК    08.00 - 12.50

ВТОРНИК             08.00 - 12.50

СРЕДА                  08.00 - 12.50

ЧЕТВЕРГ              08.00 - 11.45

ПЯТНИЦА            12.10 - 13.45

 


Войткевич Наталья Викторовна - учитель-дефектолог класса интегрированного обучения и воспитания

  • образование - высшее, Минский государственный педагогический институт им. А.М. Горького
  • квалификационная категория - первая
  • педагогический стаж - 27 лет

ГРАФИК РАБОТЫ
ПОНЕДЕЛЬНИК 08.00 – 09.40, 12.00 – 14.00
ВТОРНИК 08.00 – 09.40, 12.00 – 12.45, 13.55 – 14.40
СРЕДА 09.55 – 12.45, 13.00 – 13.45
ЧЕТВЕРГ 08.00 – 08.45, 13.00 – 13.45
ПЯТНИЦА 08.00 – 09.40, 12.00 – 12.45

КОНСУЛЬТАЦИИ
Четверг 11.00 – 12.00 для законных представителей, педагогов и учащихся школы

Цели и задачи работы учителя-дефектолога

развернуть

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. Дефектолог – это учитель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом и (или) психическом развитии.

Цели, которые ставит перед собой учитель-дефектолог:

1.Вызвать желание учиться посредством мотивации.

2.Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист решает следующие задачи:

Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии ребенка.

Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.

Отслеживает соответствие выбранной программы уровню развития ребенка.

Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей; усвоение программного материала, перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности.

Занятия строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у ребенка.

Проводит консультации и беседы с законными представителями, которые находятся у него на сопровождении.

Функции учителя-дефектолога:

Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.

Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).

Развивает коммуникативные способности детей.

Развивает ведущий вид деятельности для ребят определенной возрастной категории.

Организационные принципы:

Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения ребенка специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.

Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с учителем-дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе. При составлении плана занятий учитываются возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.

Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей и педагогов. За каждым ребенком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам. Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития ребенка.

Мифы о работе учителя-дефектолога

Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что учитель-дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

 Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

 

свернуть

Статья 14. Специальное образование

развернуть

ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 11. Система образования

Статья 12. Основное образование

Статья 13. Дополнительное образование

Статья 14. Специальное образование

 

Статья 14. Специальное образование

 

  1. Специальное образование – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
  2. Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

Специальные условия для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования – обучение и воспитание с организацией педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации, учебных планов специального образования и программ специального образования, учебников и учебных пособий специального образования, специальных методик обучения, созданием адаптивной образовательной среды.

Коррекция физических и (или) психических нарушений – система психолого-педагогических, медицинских и социальных мер, направленных на исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений.

  1. Лицам с особенностями психофизического развития, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию за период получения общего базового образования или общего среднего образования, выдаются соответственно свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании. Такие лица считаются получившими соответственно общее базовое образование или общее среднее образование.
  2. Лицу с особенностями психофизического развития, освоившему содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, которому выдано свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании, учреждением образования также выдается справка об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования по форме, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.
  3. Лицо с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на получение специального образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

 

свернуть