Методическая копилка

Электронный образовательный ресурс

Создан учителями-дефектологами школы. Награжден дипломом III степени в районном конкурсе «Лучший электронный образовательный ресурс» в 2018 г.
развернуть

Электронный учебный модуль «Теремок домашних друзей»:

 https://sites.google.com/view/homefriends/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F

Электронный модуль представляет собой путешествие по сказке «Теремок домашних друзей», во время которого учащиеся выполняют тематические упражнения. Предложенные задания соответствуют образовательной программе по учебному предмету «Человек и мир» для учащихся с особенностями психофизического развития. На каждой из страниц сказки имеется дополнительный материал в виде текстовой, графической и видеоинформации о животных.

свернуть

Рекомендации законным представителям с учащимися специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении

развернуть

С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю. Давайте разберем, что мешает нам помочь ребенку преодолеть трудности. Беда не только в самих трудностях письма, которые фактически не позволяют ребенку учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребенком и родителем, в формировании у ребенка чувства неполноценности, неудовлетворенности в себе, в своих силах. Беда и в том, что недовольство учителя и родителей, неудачи отталкивают ребенка от взрослых, и, если нет от них реальной помощи и поддержки, ребенок окончательно теряет веру в себя.

Переживание собственных неудач усиливается во много раз при неправильной тактике поведения учителей и родителей. Увы, взрослые и в школе, и дома чаще ругают, укоряют, наказывают ребенка за школьные неудачи и гораздо реже могут оказать ему реальную помощь. Тактика наказаний бывает разной, и родители редко задумываются, что любые наказания больно ранят. Мы хотели бы обратить внимание родителей на некоторые факторы, усугубляющие школьные трудности, затрудняющие помощь ребенку. Один из таких факторов - неправильная тактика взаимоотношений с ребенком:

  • низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания,
  • высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности,
  • выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей,
  • повышенная стимуляция возможности детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.

 

Отрицательно воздействуют на ребенка, способствуют конфликтам, создают стрессовые ситуации, а значит, усугубляют трудности такие черты личности родителей, и прежде всего мам, как:

  • повышенная эмоциональная чувствительность, склонность легко расстраиваться и волноваться.
  • эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения.
  • склонность к беспокойству.
  • противоречивость личности.
  • стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях сокружающими
  • эгоцентризм - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений.

Нервные срывы родителей в виде окрика, наказаний, различного рода лишений отнюдь не способствуют формированию у ребенка уверенности в себе. Оправдание себе взрослые находят гораздо чаще, чем ребенку

  1. Джайнотт предлагает новый код общения с детьми, основанный на уважении друг к другу и умении общаться. Пользоваться этим кодом нужно и дома, и в школе. Итак, первое - обе стороны должны помнить о взаимном уважении, второе - понимание должно предшествовать советам и наставлениям. Важно научиться любить и ценить не успехи и достижения ребенка, а самого ребенка, вне зависимости от его успехов.

Как снять страх ребенка перед непреодолимыми на его взгляд трудностями, как помочь ему поверить в себя, как научить работать, не боясь неудач?

 

Основные правила

  1. Не спешите ставить оценку, особенно неудовлетворительную.
  2. Не сравнивайте своего ребенка с товарищами, знакомыми, братьями и сестрами, подчеркивая его неудачи или удачи, успехи других детей .Все это травмирует ребенка, обостряет ситуацию неудачи. Кстати, оценка ребенка взрослым и особенно учителем оказывает серьезное влияние не только на самоощущение и самооценку. От этой оценки во многом зависит отношение к ребенку одноклассников.
  3. Если есть хоть малейший прогресс, похвалите, подбодрите, подчеркните старание ребенка. Если не за что похвалить, не ставьте оценку, но обязательно подбодрите.
  4. Не встречайте ребенка сакраментальным вопросом: Что ты сегодня получил. Даже если вы не будете его ругать за неудачу, даже если вы найдете в себе силы подбодрить, вы все равно не сможете скрыть своего огорчения.
  5. Не надоедайте ребенку упреками по поводу домашних заданий. Не стоить переоценивать их значение, особенно на первых порах, ведь во второй половине дня работоспособность снижена, сказывается утомление, и непрерывная работа больше 15-20 минут порой не по силам. Если вы будете сидеть все время над душой ребенка, следя за каждым его движением, то это еще один повод поверить в собственную беспомощность.
  6. Не ограничивайте любимые занятия из-за неудач в школе, не лишайте любимого дела. Запреты не дадут желаемого результата, а, наоборот, могут вызвать реакцию протеста, достаточно резкую по форме (и грубость, и слезы, и даже угрозы). Нельзя исключить и такую ситуацию, когда лишение любимого дела вызывает только желание забросить уроки, несмотря на давление родителей, и всякого рода наказания. Наоборот, при школьных неудачах нужно дать ребенку возможность реализоваться в чем-то другом, доказать (прежде всего, самому, а потом окружающим), что есть дело, которое он может сделать хорошо. Если такого дела нет, его надо искать и обязательно найти.

Как видите, проблема помощи ребенку при трудностях обучения совсем не проста, но главное - знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта и терпение родителей и учителя и их совместная работа.

 

 

свернуть

Рекомендации законным представителям с учащемися первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

развернуть

Пожалуйста, помните, что: 

  • "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна. 
  • Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни. 
  • Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него! 
  • "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них! 
  • У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить. 

Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

 

Советы для родителей ребенка с особенностями развития

В общении с ребенком: 

■ Всегда помните: ваш ребенок — это личность со своими достоинствами, надеждами, мечтами, правами. 

■ Не пытайтесь найти «проявления синдрома» в поведении ребенка, его эмоциях. Ваш ребенок может прояв­лять свои чувства, так же как и любой другой ребенок. 

■ Помните, что основные потребно­сти вашего ребенка ничем не отличают­ся от потребностей любого другого ре­бенка. 

■ Постарайтесь, чтобы нужды ваше­го ребенка не заслонили потребности всех остальных членов семьи. Ваша се­мья должна быть гармоничной. 

■ Помните, что ребенок с особенностями в развитии не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести. 

■ Ребенок с особенностями в развитии нуж­дается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же! 

 В общении с другими людьми: 

■ Никогда не принимайте ни от дру­зей, ни от специалистов утверждений, которые звучат «Они все такие». Настаивайте на том, что навыки и особенности вашего ребенка должны развиваться индивидуально. 

■ Старайтесь отвечать спокойно и с достоинством на пристальные взгляды посторонних. 

■ Старайтесь не стесняясь,отвечать на вопросы друзей и чужих. 

■ Заводите новых друзей, чтобы и вы, и ваш ребенок чувствовали себя более комфортно. 

■ Постарайтесь понять, что люди имеют большие или меньшие навыки в выражении сопереживания, участия в других людях. 

■ Используйте Интернет-сайты для переписки и обмена мнениями с такими же семьями. 

 СОВЕТЫ на КАЖДЫЙ ДЕНЬ

  • Если ребенка подбадривать. - Он учится верить в себя.
  • Если ребенка хвалят. - Он учится быть благодарным.
  • Если ребенок растет в честности. - Он учится быть справедливым.
  • Если ребенок растет в безопасности. - Он учится верить в людей.
  • Если ребенка постоянно критикуют. - Он учится ненавидеть.
  • Если ребенок растет во вражде. - Он учится агрессивности.
  • Если ребенок растет в упреках. - Он учится жить с чувством вины.
  • Если ребенок растет в терпимости. - Он учится принимать. 

 ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

  • Будьте добрым, любящим, отзывчивым.
  • Старайтесь понимать и удовлетворять желание ребенка.
  • Говорите с ребенком, пойте и читайте ему.
  • Установите повседневные правила.
  • Смотрите телевидение с ребенком.
  • Используйте дисциплину для обучения.
  • Признайте, что каждый ребенок уникален.
свернуть

Рекомендации учителя-дефектолога к организации взаимодействия на учебных занятиях

развернуть

Рекомендации учителя-дефектолога к организации взаимодействия на учебных занятиях и во внеклассной работе педагогов интегрированных классов и учащихся с особенностями психофизического развития:

Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.

   Чем раньше у ребенка обнаружат какое-либо отклонение, тем больше шансов его вылечить. В процессе обучения учеников старшего возраста вам придется научиться справляться с разными ситуациями, возможно даже суметь защитить себя.

   Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.

   Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.

   Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.

   Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.

 Тактика поведения с учениками (стратегии).

Введите учеников в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.

Помните, что детям с ограниченными возможностями очень важен четкий распорядок дня. Поэтому для них необходимо составление графика. Не забывайте предупреждать учеников о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.

У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:

 а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;

   б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.

 Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.

 Необходимо научить учеников правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все ученики должны чувствовать себя абсолютно свободно.

Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.

Используйте наглядные пособия: видео фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая все необходимое.

Не забывайте правило: ”Повторение – мать учения”. Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.

Дайте ученику только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.

Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для многих детей очень сложно.

Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.

Разрешайте ученикам пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами.

Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните, что только поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.

Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.

Хвалите учеников за их хорошее поведение.

Самое главное – не упустить случая похвалить ученика и повысить в нем чувство собственного достоинства.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОПФР:

 В совершенстве знай спецпсихологию;

Создавай в классе, в школе благоприятный психологический климат;

Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;

Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;

Помни: максимум поощрения, минимум наказания;

Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка;

Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;

Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;

Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;

Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;

Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление;

Соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;

Работай в тесном контакте с врачом, медсестрой.

 Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:

 Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;

Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)

Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить.

свернуть

Причины речевых нарушений у детей

развернуть

В настоящее время значительно выросло количество детей, имеющих то или иное речевое нарушение. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде.

Из-за чего же возникает нарушение речи? Этот вопрос уже давно волнует учёных. Причины нарушений представляют собой воздействие на организм различных вредных факторов (они могут быть как внешними, так и внутренними, могут сочетаться друг с другом), в результате которых возникает определенная аномалия речи.  

Отечественный педагог М. Е. Хватцев впервые   разделил причины речевых нарушений на внешние и внутренние и отметил их взаимодействие.

Для того, чтобы речь ребенка развивалась нормально и правильно, необходимо создать ему все условия для речевого общения, которое должно проходить на эмоциональном уровне: ребенок должен не просто слышать звуки, ему необходимо прямое общение со взрослыми. Взрослые должны учитывать тот вид деятельности, который соответствует данному возрастному этапу.

При неблагоприятных внешних условиях речевое развитие ребёнка задерживается. Речевые нарушения могут возникать в результате психологической или физической травмы. Любая психотравмирующая ситуация или нервно-психическое заболевание для ребенка первых лет жизни может сопровождаться нарушением речи.

В своём развитии ребёнок проходит так называемые «критические периоды», во время которых происходит бурное развитие речи и значительно повышается риск возникновения речевых нарушений, т.к. нервная система, в целом, очень ранима. В этих случаях эти критические периоды в развитии речи будут являться предрасполагающими причинами для возникновения речевых расстройств.

Принято выделять 3 критических периода в развитии функции речи. Первый период – возраст 1-2 года. В это время начинают формироваться предпосылки к развитию речи. У ребенка появляется потребность в общении. В это время любые факторы, которые неблагоприятно влияют на ребенка, могут в дальнейшем отразиться на его речевом развитии.

Вторым критическим периодом принято считать возраст 3 года. В это время речь начинает развиваться наиболее интенсивно. Для этого требуется четкая согласованность работы всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильного) и нервной системы в целом. Если возникают какие-либо заболевания, ребёнок становится нервным, капризным, упрямым. Это напрямую сказывается на его речевом развитии. Иногда дети совсем отказываются от речевого общения.

Третий критический период – 6-7 лет. В этот период ребёнок начинает овладевать письменной речью. При этом возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Если в этом возрасте к ребёнку будут предъявляться завышенные требования, то впоследствии у него может возникнуть заикание. Если у ребенка имеются какие-то речевые нарушения, то в эти критические периоды они проявляются наиболее сильно.

Определённое значение в развитии речевых нарушений играют наследственные факторы. Они могут являться предрасполагающими условиями для их возникновения, а в некоторых случаях выступать в качестве ведущих причин.

свернуть

Как научить ребёнка читать

развернуть

Для преодоления трудностей можно использовать упражнения:

  1. Выделение заданного звука в звуковом ряду («Хлопни, если услышишь звук [м]»).
  2. Выделение заданного звука в слоговом ряду.
  3. Выделение заданного звука в словах.
  4. Повторение пар слов со смешиваемыми в произношении звуками: кот – год, том – дом, миска – мишка, дочка – точка.
  5. Повторение слоговых рядов со смешиваемыми в произношении звуками (2-3 слога): па-ба-па, ка-га-ка, са-ша-са, ма-мя-ма и др. Для данного задания необходимо подбирать в пары звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твердые и мягкие, переднеязычные и заднеязычные звуки. При этом произносить слоги (слова) необходимо «за экраном», т.е. прикрыв рот ладошкой, картонкой и др., чтобы ребенок не читал звук с органов артикуляции, а воспринимал его на слух.
  6. Выделение первого/последнего звука в слове, определение последовательности звуков в слове («Назови звуки по порядку»).
  7. Определение местонахождения заданного звука в слове (в начале, середине или конце слова).
  8. Соединение заданных звуков в слово.

На следующем этапе обучения чтению начинаем формировать стабильный графический образ буквы. Для этого можно использовать следующие приемы:

  • обведение букв по трафарету, шаблону;
  • ощупывание картонных букв с закрытыми глазами;
  • выкладывание контура буквы из палочек, спичек, семечками, ниточками, проволокой, пластилином с обязательной фиксацией внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, в каком количестве;
  • «написание» букв в воздухе;
  • нахождение недостающих элементов буквы («буква сломалась»);
  • демонстрация букв в разном положении (упала, вверх ногами);
  • нахождение букв в геометрических фигурах;
  • поиски букв, наложенных друг на друга;
  • конструирование букв из предложенных элементов (овала, полуовала, длинной и короткой палочек);
  • реконструирование букв (из буквы П можно сделать букву Н или И);
  • определение букв, которые можно выложить из двух (Т, Г, Х, Л) или из трех палочек (И, А, П, Н, К);
  • придумывание слов на заданную букву.

Следующий этап обучению чтению – чтение слогов. Методически правильно читать вначале открытые слоги (МА, ПА), а затем закрытые (АМ, АП). Более сложным заданием будет чтение слогов со стечением согласных букв (СТА, МНА, КРА). В качестве закрепления целесообразно использовать слоговые таблицы, при работе с которой ребенку можно предложить следующие задания:

  • прочитать слоги по горизонтали и вертикали (в строчку и в столбик);
  • найти и показать заданный слог;
  • придумать слова на заданный слог;
  • определить первый слог в названном слове и найти его в таблице.

Только проделав такую большую предварительную работу, можно приступать к чтению слов.

Для отработки скорости чтения целесообразно выполнять задания:

  1. Чтение «с буксиром» (взрослый читает текст, ребенок вместе с ним, при увеличении темпа чтения взрослым, это же делает и ребенок).
  2. «Жужжащее чтение» (на протяжении 1-5 минут ребенок читает текст в полголоса, можно на скорость – кто больше прочитает за это время.
  3. Многократное чтение:
  • чтение отрывка за 1 минуту – отметить, сколько прочитали;
  • повторное чтение за 1 минуту – отметить, сколько прочитали;
  • повторное чтение за 1 минуту – отметить, до какого места прочитали;
  • чтение этого отрывка в темпе скороговорки без интонации;
  • выразительное чтение этого отрывка с переходом на новую часть текста.

Следует отметить, что самое важное в процессе формирования навыков чтения – это поддержание интереса и желания детей к данному процессу. Что же можно сделать в домашних условиях, чтобы стимулировать процесс чтения? Пусть ребенок чаще видит вас с книгой в руках; дарите детям книги, причем такие, которые «захватят» ребенка; читайте детям на ночь; обсуждайте с ребенком содержание прочитанной книги; вместе с малышом ищите в книгах ответы на различные вопросы. Превращайте совместный поход в книжный магазин в настоящий семейный праздник!

 

свернуть

Видеоуроки по этике общения с незрячими

развернуть

Видеоуроки на тему: ”Этика общения с незрячими“ (https://mogilev.beltiz.by/category/etika-obshcheniya-s-nezryachimi/), разработанные общественным объединением ”Белорусское товарищество инвалидов по зрению“:

Видеоурок «Встреча со знакомым незрячим»: https://mogilev.beltiz.by/category/etika-obshcheniya-s-nezryachimi/

Видеоурок «Жесты и мимика в беседе с незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/LRcPzp5SyLkofA

Видеоурок «Рукопожатие с незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/m-i1LV9fvbLK7w

Видеоурок «Как правильно предложить помощь при сопровождении незрячего»: https://disk.yandex.ru/i/MxA2y0FmwVF7Sw

Видеоурок «Как правильно сориентировать незрячего на местности»: https://disk.yandex.ru/i/_m1CB3AefQOsxQ

Видеоурок «Можно ли говорить незрячему видишь, смотри, увидимся»: https://disk.yandex.ru/i/wsQdxLPKvI4eUg

Видеоурок «Сопровождение незрячего при спуске или подъеме по лестнице»: https://disk.yandex.ru/i/SzsbtFPBzjOnYA

Видеоурок «Незрячий на остановке и в общественном транспорте»: https://disk.yandex.ru/i/lQew2RKFc-MpoQ

свернуть

Рекомендации учителя–дефектолога классному руководителю

подробнее...