Инновационный опыт 2016-2018

Тема: «Организация образовательного процесса на принципах педагогической эргономики»

Сроки реализации:   2016-2018 годы

Консультант проекта: Веретенников Игорь Владимирович, старший преподаватель кафедры дефектологии ГУО "Академия последипломного образования"

Цель реализации проекта:

Учащиеся – осознание важности здорового образа жизни,, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни

Родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) – удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение ребенка в режим саморазвития, самовоспитания;

Педагоги – сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы педагогической эргономики.

Эргономика - это научная дисциплина, которая изучает взаимодействие человека с производственной средой.

Педагогическая эргономика как прикладная наука изучает физиологические и психологические возможности участников образовательного процесса с целью создания благоприятных условий их деятельности при посильных затратах биологических ресурсов, психической энергии, времени и материальных средств с целью сохранения здоровья человека. В свою очередь, здоровье, как основа жизнедеятельности человека, представляет собой сложное состояние, включающее в себя соматические (физиологические), психические, социальные, нравственные и педагогические компоненты. Данный подход строится на понимании того, что на соматическом, психическом и социальном уровне обеспечение жизнедеятельности происходит посредством основополагающих механизмов – формирования, укрепления и сохранения здоровья и повышения его резервов. 

Методологической основой разработки модели организации образовательного процесса учащихся на принципах педагогической эргономики стали: работы В.И.Агаркова, И.А.Аршавского, В.Ф.Базарного, В.А.Балашовой, Г.Ф.Бедулиной, Н.О.Березиной, В.П.Беспалько, Т.Ю.Вишневской, Н.Н.Дубинина, В.В.Сигалова, Л.П.Уфимцева по проблемам организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды.

Доктор медицинских наук, профессор В.Ф.Базарный

Учиться стоя. Работать стоя. Жить в движении.

Принципы педагогической эргономики, доктора медицинских наук, профессора В.Ф.Базарного:

- принцип безопасности (режим смены динамических поз обучающихся с использованием ростомерной мебели с наклонной поверхностью, парт и конторок, которые позволяют сохранять и укреплять телесную вертикаль как основу энергетики человеческого организма, здоровой жизнедеятельности);

-  принцип комфортности (разминки и упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию)

 

Направления работы по реализации модели

развернуть

Основные направления работы по реализации модели:

Участникам образовательного процесса предлагаются те виды полезной деятельности, конечный продукт которых можно использовать в конкретных условиях. Через деятельность обучающиеся вовлекаются в процесс формирования и развития социальной жизни, активно участвуют в ней. Наиболее приемлемыми и продуктивными в процессе реализации принципов педагогической эргономики являются интерактивные формы, которые носят здоровьесберегающий характер и предусматривают:

- воздействие на эмоциональную сферу ученика, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений здоровья;

- пробуждение творческого потенциала, развитие стратегического и критического мышления;

- представление в сознании ученика мира культуры, природы и образования как живого организма, живой формы, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование. Ребенок должен почувствовать естественность и закономерность эргономики, культурных и образовательных процессов.

Теоретически обоснованные компоненты модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики, позволяют определить ожидаемые результаты для каждой субъектной группы модели:

Обучающийся: укрепление здоровья; сформированность позитивного отношения к собственному здоровью как к ценности; повышение качества знаний за счет увеличения потенциала работоспособности.

Родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся): сохранение и укрепление здоровья ребёнка.

Педагоги: сформированность умений проектировать учебные занятия на основе принципов эргономики; наличие учебно-методических и дидактических материалов для проведения учебных занятий в соответствии с принципами педагогической эргономики.

Функциональные обязанности участников проекта:    

1. Чекун О.А., директор:

педагогическое руководство;

ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта;

создание благоприятных условий для участников инновационной деятельности;

моральное и материальное стимулирование участников инновационной деятельности.

2. Вершкович И.М., заместитель директора по воспитательной работе:

методическое сопровождение инновационной деятельности;

координирование действий участников инновационной деятельности;

поэтапное отслеживание результатов инновационной деятельности,

совместное с учителем предоставление промежуточных, итоговых отчётов о результатах инновационной деятельности;

обобщение опыта, его диссеминация. 

3. Ягелло С.З., учитель интегрированного класса, Пешкур В.С., учитель-дефектолог:

организация образовательной деятельности в контексте темы проекта;

повышение уровня знаний и умений в области теории и технологии организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики;

ведение дневника наблюдений участника инновационной деятельности;

подготовка отчёта по результатам инновационной   деятельности.

4. Сероокая В.Н., педагог-психолог:

обеспечение психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности;

планирование работы и осуществление педагогических исследований в рамках инновационного проекта;

разработка необходимых диагностических материалов;

представление руководителю, консультанту, координатору инновационного проекта необходимой информации.

 

свернуть

Модель организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики

развернуть

Основные компоненты модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики направлены на профилактику нарушений органа зрения, сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем и психического здоровья.

В предлагаемой модели:

- ценность «здоровье» рассматривается как ключевая поскольку здоровье нации является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества;

- само здоровье рассматривается как проявление уровня культуры личности;

- значимое место придается здоровью педагога, который не только должен иметь собственное понимание сути процесса здоровьесбережения и здоровьеукрепления обучающихся, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья.

В модели используются методики В.Ф.Базарного, предлагаются эффективные педагогические подходы и технологии органического соединения двигательной активности и образовательного процесса, обеспечивающие здоровое гармоничное развитие детей как основу массовой профилактики различной школьной патологии.

Предлагаемая модель базируется на принципах педагогической эргономики, как и все здоровьесберегающие технологии доктора медицинских наук, профессора В.Ф.Базарного, а именно:

1. принцип безопасности образовательного процесса, организованного в режиме смены динамических поз обучающихся с использованием ростомерной мебели с наклонной поверхностью, парт и конторок, которые позволяют сохранять и укреплять телесную вертикаль как основу энергетики человеческого организма, здоровой жизнедеятельности;

2. принцип комфортности, обеспечивающий гармоничное развитие субъектов образовательного процесса посредством разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, воздействующих на процесс внимания и скорость реакции, формирование чувства общей и зрительной координации, расширение зрительных горизонтов, развитие творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на учебных и факультативных занятиях по всем предметам с использованием специальных тренажёров;

3. принцип надежности, направленный на обеспечение безотказности функционирования образовательного процесса путем использования средств обучения, развивающих в тесной взаимосвязи естественные психические и физические процессы путем переключения зрения с ближнего на дальнее, формирования шагового логоритма при чтении текста, использования каллиграфического письма перьевой ручкой, «бескнижного чтения» и хорового пения, основанного на народных песнях и классической музыке;

4. принцип психофизиологической адаптивности предполагает создание конструктивной учебно-предметной среды и всех ее компонентов на основе естественных психофизиологических методов и приемов, позволяющих исключить формирование у детей шизоидной психической конституции, раннюю потерю зрения и активизировать фундаментальный биогенетический механизм, формирующий в человеке его человеческую сущность;

5. принцип хронометрических соответствий в учебной деятельности предполагает разумное сочетание внешнего вмешательства с внутренними тенденциями (системами) субъекта образовательного процесса с целью активизации его природного потенциала и организации самоупраляемого развития на основе осознанной природосообразной флуктуации;

6. принцип эстетичности предполагает использование природосообразных способов обучения, посредством которых дети, совместно с педагогами и родителями, созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду, развивая эстетический вкус и нравственно-эстетические качества личности.

Принципы педагогической эргономики, связанные с педагогическим воздействием, являются интегративными: их соблюдение обеспечивает человеку совершенствование механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов своего организма путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни.

 

СУБЪЕКТЫ 

Учащийся

Родители ученика

Педагоги

Руководители учреждения образования

ЦЕННОСТИ

Осознание  ценности своего здоровья, необходимости профилактики нарушений

Осмысление  мотивов, потребностей, устремлений, установок в плане охраны здоровья ребенка

Создание системы ценностей педагогической эргономики учащегося

Достижение  соответствия между декларируемыми и реально-действующими условиями системы здоровьесбережения ребенка и педагогической эргономики

ЦЕЛЬ

сохранение и укрепление здоровья учащихся на основе организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики в условиях инклюзивного образования

ЗАДАЧИ

Осознание важности здорового образа жизни и активно-познавательное стремление к реализации, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни

Удовлетворение  потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение ребенка в режим саморазвития, самовоспитания

Сохранение  и  развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы педагогической эргономики

Организационная координация, формирование необходимой эргономически обоснованной здоровьесберегающей среды

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭРГОНОМИКИ

Безопасности

Комфортности

Надежности

Психофизиологической адаптивности

Хронометричного соответствия

Эстетичности, или дидактического дизайна

ОБОСНОВАНИЕ

 

создание условий для безопасной работы учителей и учащихся

обеспечение гармоничного развития субъектов учебного процесса

безотказность функционирования учебно-предметной среды и системы средств обучения в течение использования их в школе

конструктивная и информативная адаптация учебно-предметной среды и его компонентов для слуховых, зрительных, психофизиологических возможностей учащихся; обеспечивает освоение учебной информации, осуществления обратной связи и достижения высокой результативности труда учащихся

приспособленность конструктивных и информативных качеств обучения во временных возможностях использования их на уроке

обеспечение привлекательности и красоты форм оборудования с помощью средств технической эстетики для развития эстетического вкуса, аккуратности, хорошего настроения

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Оборудование учебных мест в соответствии с требованиями педагогической эргономики

Организация работы по осознанию учащимся ценности своего здоровья, необходимости профилактики нарушений

Организация консультационной и технической поддержки

Реализация индивидуально дифференцированного подхода на основе психофизиологических особенностей учащихся

Организация консультационной, методической  и технической поддержки

ФУНКЦИИ

Самореализации

Психофизиологическая

Эстетически-познавательная 

Организующая

АСПЕКТЫ

Личностный

Командный

Образовательный

Деятельностный

ФОРМЫ

Консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни открытых дверей, конференции

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Укрепление здоровья.

2. Формирование позитивного отношения к собственному здоровью как к ценности.

3. Повышения качества знаний за счет увеличения потенциала работоспособности

1. Повышение привлекательности учреждения для родительской общественности

1Формирование умений проектировать учебные занятия на основе принципов эргономики.

2.Создание методической системы работы разработанной на основе принципов эргономики организации образовательного проекта.

3..Разработка дидактических материалов по организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики.

1.     Наличие оборудованных классов и учебных мест в соответствии с эргономичными требованиями

2.     Повышение профессиональной компетентности педагогов в области педагогической эргономики

3.     Обобщение инновационного опыта работы и подготовка методических рекомендаций по реализации эргономического подхода

свернуть

Итоги реализации инновационного проекта «Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики»

развернуть

Разработана модель, основанная на принципах педагогической эргономики доктора медицинских наук, профессора В.Ф.Базарного. Результаты проекта подтвердили актуальность и необходимость внедрения принципов педагогической эргономики в образовательный процесс.   Периодическая смена рабочей позы «сидя» в активную позу «стоя» за конторкой и обратно несколько раз в течение урока обеспечивала повышение двигательной активности детей, способствовала снижению утомляемости, улучшению физического состояния.

 Во внеурочное время двигательная активность обеспечивалась за счёт проведения спортивный вечеров, спортивных праздников, спортивно-психологических игр, походов выходного дня. В течение учебного года была организована работа факультатива «Здоровый образ жизни». На базе школы постоянно функционировали секции баскетбола, лёгкой атлетики.

Параллельно велась и работа с родителями. Проведены круглый стол «Семья и школа – вместе»,  семинар «Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей», методический практикум «Методы и приёмы здоровьесбережения детей при организации образовательного процесса». Для работы дома более треть родителей приобрели конторки.

На основании критериев проекта произведена оценка эффективности практики внедрения модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики. В результате  - учащиеся осознают ценность своего здоровья, у родителей сформировалось осмысление мотивов, потребностей, устремлений, установок в плане сохранения и улучшения здоровья своего ребенка и семьи. В ходе инновационной деятельности наблюдается повышение профессионального уровня педагогов вопросах образовательного процесса на принципах педагогической эргономики.

Опыт инновационнойработы подтвердил актуальность иценность темы для современного образовательного учреждения.

Вершкович И.М., заместитель директора по воспитательной работе

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР

28 декабря в учреждении состоялся районный дистанционный семинар для заместителей директоров по учебной работе «Организация образовательного процесса в учреждении общего среднего образования на принципах педагогической эргономики». Инновационный опыт работы для педагогов района представляли участники инновационного проекта. Об условиях, созданных в учреждении для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, рассказала Чекун Ольга Александровна, директор школы. Опыт работы по реализации эргономического подхода для здоровьесбережения в образовательном процессе на І ступени общего среднего образования представила Вершкович Ирина Мечиславовна, заместитель директора по воспитательной работе. Фрагмент видеоурока с использованием конторок и офтальмологических тренажеров показала Ягелло Светлана Зеноновна, учитель начальных классов. Участники семинара с помощью сервисов Веб-2.0. смогли оценить значимость представленного опыта и возможности его применения в своём учреждении образования.

Ссылка на материалы семинара      https://yadi.sk/d/AwlBiZJFTCpvuw?w=1

свернуть

Методическая копилка

развернуть
Реализация принципов педагогической эргономики – эффективное условие укрепления и сохранения здоровья обучающихся на І ступени общего среднего образования: методические рекомендации / сост. И.М. Вершкович. – Сморгонь: ГУО «Средняя школа №6 г. Сморгони», 2018. – 26 с.  Методические рекомендации по реализации принципа педагогической эргономики как эффективном условии укрепления и сохранения здоровья обучающихся на І ступени общего среднего образования дают ориентиры по организации системной работы с обучающимися и их родителями. В предлагаемых материалах нашли отражение основные вопросы по совершенствованию методической работы по внедрению принципов педагогической эргономики в образовательный процесс.   Рекомендации адресованы методическим службам управлений (отделов) образования, преподавателям и методистам системы повышения квалификации, руководителям учреждений образования, педагогам.Конкурсы «Путешествие в страну Здоровья»

 

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. 

Здоровье не купишь ни за какие деньги. Оно самое ценное в жизни человека. Но не зря говорят, что беречь здоровье надо смолоду. Здоровье человека во многом зависит от того, как он живёт, чем занимается, т.е. от образа жизни. Наша игра сегодня будет называться:

«Путешествие в страну Здоровья!» 

У нас играют 4 команды. Я попрошу капитанам представить команды (представления команд).

Конкурс 1. «Кто первый?»

- Первый конкурс – разминка - это проверка ваших знаний о здоровье.

Первый поднявший руку даёт ответ. За правильный ответ – 1 балл.

Не забывайте, что отвечать на вопрос нужно полным предложением.

Вопросы для игры:

Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2)

Что нужно сделать перед едой? (помыть руки)

Какие продукты являются наиболее полезными для нашего здоровья? (овощи и фрукты).

Чем можно заняться после обеда? (почитать)

Его не купишь ни за какие деньги. (Здоровье).

Как называется ледовая площадка, где катаются на коньках (каток).

Хоккей - шайба, футбол - мяч, бадминтон-... (волан).

Конкурс 2. «Анаграммы» 

Капитаны команд выходят и получают листочки и карандаши. На листочках записаны в разном порядке буквы. Нужно собрать слово, связанное со здоровьем.

Кто быстрее?

ЗКУЛЬФИТРАУ – физкультура

ДКАЗАРЯ – зарядка

ЛКАЗАКА – закалка

ЕНГИАГИ – гигиена

ЛКАПРОГУ – прогулка

Конкурс 3. «Загадки – помощники гигиены»

Есть замечательная русская пословица: «Чистым жить - здоровым быть!» Итак, первое условие того, чтобы быть здоровым – это чистота.

Чистым нужно быть самим, чистой должна быть одежда, чистыми должны быть продукты питания, чистым должен быть наш дом. А называется всё это – соблюдение личной гигиены. Гигиена – это действия, выполняя которые, люди поддерживают своё тело и жилище в чистоте. Личная – значит, абсолютно каждый человек должен выполнять эти действия.

А сейчас посмотрим, знаете ли вы предметы личной гигиены.

Соблюдение здорового образа жизни неразрывно связано с правилами гигиены. А в соблюдении правил гигиены нашими помощниками могут быть, кто вы узнаете, отгадав загадки и нарисовав отгадки.

- Кто отгадывает, должен ещё рассказать, как часто и когда мы этим пользуемся, тогда он зарабатывает 1 балл.

Загадки.

1.Гладко, душисто, моет чисто

Нужно, чтоб у каждого было

Что, ребята? (мыло)

2.Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (расчёска)

3.Вафельное, полосатое,

Гладкое, лохматое,

Всегда по рукою,

Что это такое? (полотенце)

4.Волосистою головкой

В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

По утрам. (зубная щётка)

Конкурс 4. Зарядка “Упражнение для легких” 

Надуть воздушный шарик. Можно в виде соревнования.

Конкурс 5. «Пословицы и поговорки о Здоровье»

- Существуют ещё и пословицы и поговорки о ЗОЖ. Вы получаете их на листочках ваша задача дописать в скобках слово, подходящее по смыслу.

ЧИСТОТА - ЛУЧШАЯ (КРАСОТА)

ЧИСТО ЖИТЬ - ЗДОРОВЫМ (БЫТЬ)

КТО АККУРАТЕН - ТОТ (ПРИЯТЕН)

ЗДОРОВЬЕ - ДОРОЖЕ (ВСЕГО)

НЕ ДУМАЙ БЫТЬ НАРЯДНЫМ, А ДУМАЙ БЫТЬ (ОПРЯТНЫМ)

Конкурс 6. Пантомима “Уборка квартиры»

- Изобразить какую домашнюю работу я делаю:

1. Подметаю пол.

2. Вытираю пыль с мебели.

3. Мою посуду.

4. Пользуюсь пылесосом.

5. Накрываю на стол.

6. Стираю и развешиваю белье. 

Конкурс 7. «Полезные и вредные продукты» 

- Чистота, это не всё. Что ещё нужно для того, чтобы быть здоровым? (Чтобы быть здоровым ещё нужно правильно питаться.)

- Да, нужно кушать те продукты, в которых содержатся все необходимые для роста и развития вещества. Какие продукты самые полезные? (овощи, фрукты и ягоды). В овощах и фруктах, а так же ягодах содержится больше всего самых полезных для роста и развития человека веществ – витаминов.

Все ли продукты полезны? Есть вредные продукты! Проверим, знаете ли вы их.

Вчера я ходила в магазин и купила разные продукты. Помогите мне определить, правильные ли я сделала покупки. Я показываю продукты питания. Вы, посовещавшись, поднимаете карточку с изображением стола, если это полезный продукт, с изображением урны – если вредный.

За правильный ответ – 5 баллов, за 1 ошибку – 4 балла, за 2 ошибки – 3 балла, за 4 ошибки – 2 балла.

Продукты: творог, конфета, кока-кола, йогурт, сок, чипсы, сухарики, мандарин, чеснок, сыр, шоколад, лук, орех(полезные продукты остаются на столе, вредные кладутся в урну)

Почему они вредные, кто знает?

(Чипсы и сухарики обжариваются в большом количестве масла длительное время. Всё полезное уходит из них. Поэтому, кушая их, можно растолстеть или даже отравиться.)

(Конфеты и сладости разрушают зубы.)

(В газированной воде очень много газов. Посмотрите, как в бутылке пузырьки цепляются за стенки. Вот и за стенки нашего желудка они цепляются, это неприятно ему. Возникает отрыжка. Если это будет происходить часто, желудок на нас обидится и заболит. Часто у детей бывает аллергия на многие из добавок в газированные напитки.)

Логопед помогает составить ответы на вопросы.

ИТОГ        

- Все команды выступили отлично.

Но победила сегодня команда ….

Самыми активными были…

Самыми весёлыми были…

Самыми дружными были …(Вручаются грамоты)

Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Так будьте здоровы!!!

Конкурс «Ребусы»

Капитаны получают листочки с ребусами. Они уходят в команды и обсуждают ответ (Слова: спорт, здоровье, вода, правила).

 

Занятие с элементами тренинга «Мы за здоровый образ жизни»

Цель: Актуализация и расширение знаний младших школьников о путях сохранения своего здоровья, воспитание осознанной потребности к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения.
  • Расширение знаний о значении полноценного питания для формирования детского организма.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, карточки с буквами,  медицинский халат, подушки, кроссворд, ватман, ластики, упаковки продуктов питания, костюмы для героев сказки "Репка", черный ящик, витамины.

Предварительная подготовка: знакомство с пословицами о здоровье, подбор загадок о здоровом образе жизни, репетиция миниатюры "Репка", репетиция выступления агитбригады.

В день проведения мероприятия в фойе организуется выставка рисунков и плакатов на тему здорового образа жизни "Расту здоровым", "Я выбираю движение", фотовыставка "Мои увлечения".

План проведения мероприятия.

Приветствие команд. Разминка.

Эстафета "Слагаемые здорового образа жизни".

Викторина "Верю - не верю".

РЕЖИМ ДНЯ. СПОРТИнсценировка сказки "РЕПКА".

АУКЦИОН продуктов здорового питания.

Выступление агитбригады "Антиреклама "вредных" продуктов".

Физкультминутка.

ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ. Эстафета "Чистим зубы".

ВИТАМИНЫ. "Черный" ящик.

ОТДЫХ. Правила здорового сна.

Финальный конкурс "ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ".

Подведение итогов игры. Награждение команд.

Ход мероприятия

Звучит музыкальное вступление.

Ведущий:

Приветствую всех, кто время нашел.

На праздник здоровья охотно пришел.

Кто хочет прожить без врачей и таблеток.

Кто бодрый, веселый - их любим за это!

Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам "здравствуйте", а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. К сожалению, мы вспоминаем о здоровье тогда, когда его теряем.

Сегодня у нас необычная встреча. Сегодня вы будете не просто зрителями, вы будете исследователями и в самом конце встречи мы вместе выведем формулу здоровья. Каждый класс - это команда, а команде необходима четкость, слаженность. Для начала необходимо выбрать капитанов и придумать название команды.

Команды представляют капитанов, которые загадывают противникам загадки

1 команда: В каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи? (калории)

2 команда: Защитные силы организма. (иммунитет)

3 команда: Какое вещество содержится в моркови, придавая ей оранжевый цвет? (каротин)

4 команда: какие летучие вещества, способные помочь в борьбе с вирусами, содержат лук и чеснок? (фитонциды)

Отгадки становятся названиями команд.

РАЗМИНКА.

Задание на внимание.

Дети заканчивают фразы " Это очень хорошо/ плохо".

Ведущий:

Жил на свете мальчик Коля, - Это очень хорошо! 

Он учился в нашей школе.- Это очень хорошо! 

В 7 утра он поднимался. - Это очень хорошо! 

Никогда не умывался. - Это очень плохо! 

Он старательно учился.... 

И однажды отличился.... 

Отнял он рекорд у Вани: ...

3 недели не был в бане.... 

Но исправился наш Коля. ...

Стал наш Коля молодец, тут и сказочке конец! 

Это очень плохо! (что закончилась игра).

Ведущий: Что такое здоровье? Это не просто отсутствие болезней. Это состояние полного физического благополучия.

Эстафета "Слагаемые здорового образа жизни"

Ведущий: А сейчас мы проверим, какая команда самая доверчивая.

Викторина "Верю - не верю"

Согласны ли вы, что:

Зарядка - источник бодрости? (да)

Жвачка сохраняет зубы? (нет.)

Молоко полезнее йогурта? (нет.)

Ходить босиком полезно для укрепления стопы? (да.)

Кактусы снимают излучение от компьютера? (нет.)

Бананы поднимают настроение? (да.)

Морковь замедляет процесс старения организма? (да.)

Недостаток солнца вызывает депрессию? (да.)

Летом можно запастись витаминами на целый год? (нет.)

Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (да.)

Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? (да.)

Детям достаточно спать ночью 8 часов? (нет.)

В организме человека под воздействием солнечных лучей вырабатывается витамин (да.)

РЕЖИМ ДНЯ. СПОРТ.

Кто с физкультурой дружен, тому и лекарь не нужен.

Веселая зарядка. 

Инсценировка сказки "РЕПКА" 

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ

АУКЦИОН продуктов здорового питания.

Задания командам:

1.    Написать на доске: 1 команда - вкусные продукты, 2 - полезные.

Физкультминутка.

Ведущий читает стихотворение и показывает движения, дети повторяют.

Ведущий:

Ты с красным солнцем дружишь, волне прохладной рад. 

Тебе не страшен дождик, не страшен снегопад. 

Зимой на лыжах ходишь, резвишься на катке,

А летом, загорелый, купаешься в реке. 

Ты любишь прыгать, бегать, играть тугим мячом, 

Ты вырастешь здоровым, ты будешь - силачом!

ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ.

Загадки для зрителей с показом отгадок.

Хвостик из кости, на спинке - щетинка. (Зубная щетка)

Ускользает, как живое, но не выпущу его, дело ясное вполне - пусть помоет руки мне. (Мыло)

Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез, не забуду и про нос. (Носовой платочек)

Я подмышкой посижу и что делать подскажу: или разрешу гулять или уложу в кровать. (Градусник)

Ведущий:

С помощью какого органа вы можете рассмотреть картинку?

Какой орган вам помогает узнать, что запел соловей, залаяла собака?

Какой орган помогает вам почувствовать запах хлеба, аромат цветов?

Белые силачи рубят калачи. (зубы)

Около проруби сидят белые голуби.

Молочные зубы у детей выпадают в 6-8 лет, коренные зубы покрыты эмалью - самой прочной частью тела человека. Отчего разрушается эмаль? (стекло нагреть и опустить в воду)

Для чего человеку нужны зубы?

Сколько зубов у человека?

Сколько времени нужно чистить зубы? (2-3 минуты)

Срок службы зубной щетки. (1-3 месяца)

В нашей стране от этого заболевания страдают 100 % населения (кариес, фтор)

Чтобы зубы были здоровы, НЕЛЬЗЯ:

ковырять иголкой, грызть орехи, откусывать нитки, держать гвозди, открывать пробки.

ВИТАМИНЫ.

Что в "черном" ящике?

Это необходимо человеку в количестве нескольких миллиграммов в день, но без этого человек быстро устает и даже может заболеть. ("вита" - жизнь, витамины). А о витаминах вам расскажут ребята из 2 класса!

Загадки:

Бананы, зерна злаков, печень

Тебе советуют все есть.

И в хлебе грубого помола

Есть ценный витамин ... (В6).

Минералами богаты

Все бобовые и злаки.

Хочешь быть красивой леди - 

Принимай продукты с... (медью).

Если хочешь быть здоровым

И в кровати не валяться - 

Ешь говядину и творог,

Они содержат ... (В12).

Все виды масел так полезны,

И я советую тебе:

Употребляй почаще в пищу

Продукты с витамином ... (Е).

Петрушка с щавелем полезны - 

Известно вам, как дважды два.

В рябине, луке, облепихе

Есть витамины группы... (А).

Рыба, яйца, мясо свинки

Содержат очень много... (цинка).

Шпинат, зародыши овса - 

Все это витамин .. (В2).

ОТДЫХ.

  • Активность - отдых. Гигиена сна.
  • Сон - лучшее лекарство.
  • Выспишься - помолодеешь.
  • Силен слон, да посильнее его сон.

Правила здорового сна:

1.    Ложиться и вставать в одно и то же время. Продолжительность сна 8-9 ч.

2.    Пред сном прогулка, почистить зубы, душ.

3.    Нельзя смотреть страшные фильмы.

4.    Не есть на ночь.

5.    Помещение проветриваемое.

6.    Постель ровная, не мягкая.

7.    Спать лучше на спине или правом боку.

8.    Перед сном не смотреть телевизор, не играть в компьютер.

- Поднимите руки те, кто в этом году уже болел? А в прошлом? Видите, мы привыкли болеть, а ведь это неправильно, человеку естественно быть здоровым! А что вы делаете, когда болеете? (Дети: Пьем таблетки!) Тогда отправляемся в домашнюю аптечку!

ДОМАШНЯЯ АПТЕЧКА.

Задание командам:

 найти пару (подобрать лекарственному растению его лечебные свойства) на карточках:

  • Ромашка - противовоспалительное, от боли в горле.
  • Подорожник - от ран.
  • Лопух - от ушибов.
  • Малина - от температуры.
  • Календула - от ангины.
  • Липа - от простуды.
  • Крапива - витамин С, общеукрепляющее.
  • Мать-и-мачеха - кашель

Финальный конкурс "ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ" Расшифровать каждую букву слова "Здоровье".

ЗДОРОВЬЕ - это...

Закаливание, зарядка

Движение, деятельность, доброта, дружба

Опрятность, организованность

Развитие, разнообразное, рациональное питание

Отдых

Витамины

Ь (свой вариант)

Естественность

Ведущий:

Где бы ни пришлось нам работать и жить 

Будем здоровьем своим дорожить. 

За силой наших легких следит страна. 

Выносливых и ловких нас ждет она. 

Закаленный в тренировках, буду сильный, буду ловкий. 

Охрана здоровья - большое дело, силы ему отдать нужно смело. 

К этой работе любовью горят весь наш класс дружных ребят!

Подведение итогов игры.

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня в нашей игре нет проигравших! Ведь если вы здоровы - вы настоящие победители!

Я желаю вам, ребята, 

Быть здоровыми всегда,

Но добиться результата 

Невозможно без труда.

Мы открыли вам секреты

Как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить!

И заканчиваю я нашу встречу так же, как и начинала. Здравствуйте! Будьте здоровы!

 

Родительское собрание «Помоги ребенку быть здоровым»

Цель: способствовать формированию у родителей и через родителей у детей потребности в здоровом образе жизни.

Форма проведениязаседание круглого стола.

Ход собрания

ВСТУПЛЕНИЕ.

1. Сегодня мы собрались с вами, чтобы решить важные проблемы. Но чтобы настроиться на совместную работу, я предлагаю вам поиграть в детскую игру. Если вы согласны с моим высказыванием, то крикните «да», в противном случае – «нет».

Крикните громко и хором, друзья,

Детей своих все вы любите?                 (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь?    (нет)

Я вас понимаю… Как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам?    (да)

Дайте тогда мне скорее ответ:

Помочь откажитесь нам?                     (нет)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем?                         (да)

2. А теперь поздоровайтесь друг с другом, пожмите друг другу руки, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте, как я рада вас видеть!»

3. Здравствуйте!

Что особого мы тем друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Здравствуй – ты скажешь человеку.

Здравствуй – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья. При встрече люди приветствовали друг друга так: «Здравствуйте, доброго здоровья!», «Как ваше драгоценное здоровье?!» И это не случайно. Ведь ещё в в древности говорили: «Здоровье не купишь», «Дал бы Бог здоровье, а счастье найдёшь».

4. Сегодня мы с вами и поговорим о здоровье – самом ценном достоянии человека. Назовем мы нашу сегодняшнюю встречу: «Помоги ребенку быть здоровым».

Сегодня мы с вами попробуем разработать рецепт здоровья для наших детей и нас с вами. Я предлагаю вам провести наше собрание в виде круглого стола и с удовольствием представляю гостей: учителя физкультуры Кулака И.М., врача-педиатра Клавсюк З.З., педагога-психолога Сероокую В.Н., медсестру Пухович С.М.

5. Вопросы для родителей: ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО СЧИТАТЬ ЗДОРОВЫМ? (работа в группах)

В словаре С. И. Ожегова «Здоровье – правильная, нормальная деятельность животного организма».

 Словарь: «Здоровый – обладающий здоровьем, не больной».

Быть здоровым – значит жить без болезней, вести нормальную деятельность.

Вот как ответили на этот вопрос наши дети. Фрагмент фильма (ответы детей)

Ответы родителей и специалистов

Представлены результаты  предварительного анкетирования:

Я счиитаю себя здоровым – 22 ученик из 24; я хочу быть здоровым – 24 из 24 учеников.

Как видим, проблема здоровья касается и нас с вами.

6. СПРАВКА о состоянии здоровья учеников класса.

7. Вопрос для группы:

Здоровье в большей степени зависит от вас самих.

ЧТО МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ? Фрагмент фильма (ответы детей)

ЧТО БЫ ВЫ ДОБАВИЛИ К СКАЗАННОМУ?

а) Образ жизни

б) Состояние окружающей среды – природы

в) Питание и т. д.

Древние греки, например, мало болели, но долго жили!

– Почему же им так везло?

– Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали, много двигались.

– Но главное закалялись. В школе полдня занимались наукой, полдня – физкультурой.

8. Игра «Ромашка» (участвуют все)

На лепестках ромашки записана первая половина пословицы – продолжить…

  • В здоровом теле – (здоровый дух)
  • Голову держи в холоде, (а ноги – в тепле)
  • Заболел живот, держи (закрытым рот)
  • Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
  • Землю сушит зной, человека – (болезни)
  • К слабому и болезнь (пристает)
  • Поработал – (отдохни)
  • Курить – (здоровью вредить)
  • Любящий чистоту (будет здоровым)

– Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость. И мы с вами только что вывели составляющие здорового образа жизни.

Классный руководитель:

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно отчего.

Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает двигательную активность, свойственную детям младшего школьного возраста. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания.

Фрагмент фильма «Физминутка», «На уроке физкультуры», «На уроке ритмики».

Результаты предварительного анкетирования: по утрам я всегда делаю зарядку: 21 – да, 3 – нет.                                                                      

Нет необходимости убеждать кого-то в пользе спорта. Спорт любят все, только одни у телевизора, а другие - в спортзале. Без физкультуры и спорта не будет ни гармоничного развития, ни здоровья, ни изящной осанки.

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ.

(Выполнение упражнений вместе с родителями)                                                                                                                        

Классный руководитель: Я знаю, что физическая культура и спорт – важные составляющие разумного отношения к себе и своему здоровью. Но эти составляющие должны быть настоящими.

Родители о своих детях, посещающих спортивные секции и делающих утром зарядку.

ГИГИЕНА.

Результаты анкетирования:

Я регулярно чищу зубы: 24 – да

Я всегда мою руки перед едой: 21 – да,  3– нет

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВРАЧА-ПЕДИАТРА

ПАМЯТКА «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

Упражнения на правильную осанку. Фрагмент фильма.                                                                                        

Вопросы для родителей:

СКОЛЬКО ЧАСОВ ВАШ РЕБЕНОК ТРАТИТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ?

Для того, чтобы человек был здоров, необходимо соблюдать режим дня. Режим дня – это определенный ритм жизни, чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания.                                                                                                                                                                                                                                                        

ПАМЯТКА «РЕЖИМ ДНЯ»                                                                                                                          

Вопрос для родителей:

ЧТО ТАКОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ?

КАКИЕ ПРОДУКТЫ ДОЛЖНЫ ПРИСУТСТВОВАТЬ В РАЦИОНЕ ПИТАНИЯ?

СЛОВО СПЕЦИАЛИСТУ. МЕДСЕСТРА.

Мы предлагаем вашему вниманию антирекламу (фрагмент фильма). Да, в настоящее время на рынке появился большой ассортимент продуктов, которые стали частью нашего питания. Это гамбургеры, супы быстрого приготовления, каши-минутки, чизбургеры, хот-доги, газированные сладкие напитки, картофельные чипсы, жевательные резинки…

Вопрос родителям:

ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПРОДУКТАМИ БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ?

ПОКУПАЕТЕ ЛИ СВОИМ ДЕТЯМ ГАМБУРГЕРЫ, ЖВАЧКИ, ПЕПСИ-КОЛУ.

Что же представляют собой эти продукты?

ВЫСТУПЛЕНИЕ МЕДСЕСТРЫ О ВРЕДЕ ЖВАЧЕК, СУХАРИКОВ, ЧИПСОВ.

Фрагмент фильма «В школьной столовой».

Сегодня своими кулинарными секретами поделятся наши родители.

Сегодня мы хотели бы дать несколько рекомендаций, которые позволят вам правильно организовать свой режим питания.

РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ О РАЦИОНАЛЬНОМ ПИТАНИИ.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА.

РЕФЛЕКСИЯ.

Понравилось ли вам, что нового узнали, что посоветовали бы друг другу?

На столах лежат листы бумаги, фломастеры. Напишите 10 составляющих здорового образа жизни, которые вы взяли бы сегодня за основу своей жизни. (Это и будет решение нашего родительского собрания). В конце собрания на доске появляются 5 докторов:

  • ФИЗКУЛЬТУРА
  • ГИГИЕНА
  • ПИТАНИЕ
  • ОТКАЗ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Родителям вручаются памятки (всего 5 разноцветных: РЕЖИМ ДНЯ, ПИТАНИЕ, ГИГИЕНА, ЗРЕНИЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ)

Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей

1.    Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

2.    ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

3.    Не считайте своего ребенка слишком маленьким для того, чтобы употреблять алкоголь и наркотики: беду легче предотвратить, чем бороться с нею.

4.    Не воспринимайте курение подростка как безвредную привычку: часто это приводит к употреблению более тяжких наркотиков.

5.    Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

6.    Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

7.    Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

8.    Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка

 

Спортивный праздник «Наш выбор - здоровье»

Цели: развивать силу, скорость, сноровку, сообразительность, глазомер, точность, моторику кисти и пальцев рук, сообразительность, смекалку; воспитывать сплоченность коллектива, дисциплинированность, дух спортивного азарта, стремление к победе, выносливость, выдержку.

Ход праздника

I. Организационный момент.

Выход команд, представление команд и жюри, приветствие команд.

Учитель. Внимание! Спокойно! Сегодня в спортзале состоится спортивное состязание «Наш выбор - здоровье»

- Команды - на выход.

Под спортивный марш и аплодисменты болельщиков участники выходят и строятся в шеренгу в центре зала.

- Команды! Равняйсь! Смирно!

Дети.

Мы растем сильными, смелыми,

На солнце загорелыми,

Ноги наши быстрые,

Метки наши выстрелы.

Крепки наши мускулы.

И глаза не тусклые.

По порядку стройся в ряд!

На игру пришел отряд!

Учитель. У каждой команды должно быть название. Угадайте, как называются наши команды? Отгадайте загадки.

Капитан 1.

Всегда со мной мой дом родной –

Блестящий панцирь костяной.

Я суеты не выношу

И на себе его ношу.

Дети. Черепаха.

Капитан 2.

Вы узнаете меня

По одной примете.

Сорок ножек точно нет

Ни у кого на свете.

Дети. Сороконожка.

(В зале на штору вешаются эмблемы.)

Учитель. А теперь команды представятся и скажут свой девиз.

Капитан 1.

Команда «Черепаха». Наш девиз:

«Хоть мы медленно ползем,

Но победу мы возьмем!»

Капитан 2.

Команда «Сороконожка». Наш девиз:

«Главное не победа, а участие!»

Учитель. Представляю вам жюри.

Жюри.

Мы приветствуем команды

И желаем от души,

Чтоб результаты ваши

Все были хороши.

Чтоб не знали сегодня усталости

И доставили много всем радости.

II. Спортивные конкурсы.

Учитель. Начинаем состязание. Перед каждым видом я буду загадывать болельщикам загадку, а вы должны ее отгадать. Отгадка является названием конкурса.

1. Бобры (8 + 8 кирпичей из дидактического строительного материала).

Учитель.

Эй, ребята, по порядку

Выходите строить хатку.

Билл - грызи, Бим-Бом - ныряй,

Боря - бревна подавай.

Объяснение: у каждого игрока по кирпичу в каждой руке. По свистку бегут первые игроки до отметки, ставят кирпич на кирпич, возвращаются к команде, затем бежит следующий. Оцениваются сила, скорость, сообразительность, сноровка.

2. Пчела (2 обруча и 8 цветков).

Учитель.

Эта всем жужжит: «Жара!»

Собирать нектар пора.

Рвать цветы не торопись.

Эй, ужалю! Берегись!

Объяснение: в каждом обруче напротив команды лежат по 4 цветка. По свистку бежит первый игрок, берет цветок и возвращается на место, потом бежит следующий. Оценивается скорость, сообразительность.

3. Цапля.

Учитель.

Легче в собственном болоте

За лягушек побороться.

«Не хотим мы в цирк ни капли!» -

Циркачу сказали цапли\

Объяснение: по одному игроку выходят из команды. По свистку становятся на одну любую ногу и стоят как можно дольше. Оценивается стойкость. Те игроки, которые простоят дольше всех, приносят победу своей команде.

4. Медведь (2 палатки и 8 мягких игрушек).

Учитель.

Я - бурый зверь,

А не плюшевый мишка,

Прошу не шуметь:

Спят в берлоге детишки.

Объяснение: напротив каждой команды стоят палатки - это берлоги медведя. По свистку бежит первый игрок, залезает в берлогу, берет в ней одну мягкую игрушку и с ней возвращается к команде. Оценивается смелость, скорость.

5. Заяц.

Учитель.

Скок-поскок-наискосок,

Через поле и в лесок.

Эй, лиса, прости-прощай!

Не попьем сегодня чай!

Объяснение: по свистку скачем до отметки, как заяц, возвращаемся так же. Оценивается скорость, артистичность, дисциплинированность.

6. Носорог (2 стойки и 8 кольцебросов).

Учитель.

Убежать от толстяка

Нелегко наверняка,

Не встречайтесь за порогом

С этим крупным носорогом.

Объяснение: напротив каждой команды стоит стойка. Нужно кольцеброс накинуть на носик стойки. Оценивается сноровка, меткость, точность.

7. Мышка (2 лаза).

Учитель.

Я - серый комочек, пушистая крошка,

Под полом ночами тихонько шуршу,

Тебя пригласила бы, милая кошка,

Но нет, не сейчас: извини, я спешу.

Объяснение: по свистку добежать до лаза, пролезть к мышке в норку, добежать до стойки и вернуться обратно. Оценивается смелость, скорость, сноровка.

8. Ёжик (8 кеглей).

Учитель.

Рано утром в октябре

Дворник ходит во дворе,

Подобрал он все грибочки,

Что росли у пня и елки.

Объяснение: напротив каждой команды стоят кегли- грибочки. По свистку бегут первые до самого дальнего грибка, рвут и возвращаются к команде. Оценивается скорость, правильность, сплоченность команды, дисциплинированность.

9. Муравей (2 обруча, 2 ведра, 30 предметов из дидактического материала).

Учитель.

Вырастай-ка дом лесной,

Час за часом под сосной.

На строительстве жилья,

Сто забот у муравья.

Объяснение: в обручах лежат строительные материалы, перемешаны, одинаковое количество. Каждая команда становится у обруча, приседает по свистку, складывает свой материал в ведерко за 5 секунд. Оценивается сплоченность, точность выбора материала, количество, дисциплина.

10. Жонглеры (2 пластмассовые бутылочки).

Учитель. А у этого все ловко:

Здесь спокойствие, сноровка,

Стойкость, точность,

Ловкость рук.

И как такого циркача зовут?

Объяснение: по свистку быстро идут, держа на руке пластмассовую бутылку, до отметки. Передают игроку напротив, тот идет с бутылкой на его место. Оценивается спокойствие, сноровка, стойкость, точность, ловкость, уравновешенность.

III. Подведение итогов.

Учитель. Вот и подошли к концу наши веселые состязания. Пока жюри подводит итоги, скажите мне, для чего нужно заниматься физкультурой?

- В каких видах спорта не обойтись без мяча? (Футбол, волейбол, баскетбол, хоккей на траве, теннис, водное поло, регби (овальный мяч), бейсбол (с битой, как лапта), гандбол (как баскетбол, только бросают в ворота), поло (на конях), художественная гимнастика.)

- Какие виды спорта проходят на льду? (Хоккей, фигурное катание, конькобежный спорт.)

- А почему наше состязание называется «Семь С»? (Сила, смелость, сноровка, скорость и т. д.)

- Да, потому что наши дети:

1 - самые спортивные,

2 - самые сильные,

3 - самые смелые,

4 - самые сообразительные,

5 - самые стойкие,

6 - самые сплоченные,

7 - самые симпатичные.

Учитель. Слово предоставляется жюри.

Жюри объявляет победителей; им вручают подарки.

 

 

Сценарий праздника "Веселые старты"

Цели:

- пропаганда здорового образа жизни;

- привлечение детей к систематическим занятиям подвижными играми;

- пропаганда спорта, как альтернативы негативным привычкам.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Нам очень приятно видеть всех Вас сегодня в нашем спортзале! И наш спортивный зал превращается в весёлый стадион! Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке, быстроте!

Наша встреча - необычна,

Хоть она вполне привычна.

Нынче спорт хвалить мы будем.

И зарядку не забудем.

Будем спортом заниматься

Обтираться, закаляться.

Зубы чистить по утрам,

А лентяям - стыд и срам!

Звучит музыка “Герои спорта” (выход команд).

Ведущий: Теперь пришло время познакомиться с участниками праздника.

Представление команд (название, девиз).

Команда № 1.

Название: “Умелые”.

Девиз: Ни шагу назад, ни шагу на месте,

А только вперёд и только вместе.

Команда № 2.

Название: “Смелые”.

Девиз: Светить всегда, светить везде

И помогать друзьям в беде.

Представление жюри.

Ведущий: Ни одно соревнование не обходится без судей. Сегодня судить команды будут (представление членов жюри).

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее.

Тот в бою и победит.

Ведущий: А сейчас напутственные слова участникам соревнований.

Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом очень дружим.

Спорт - помощник!

Спорт - здоровье!

Спорт - игра!

Физкульт-ура!

Ведущий: Итак, с командами познакомились, жюри выбрали, напутствие услышали - пора начинать соревнование!

В каждой эстафете определяется конкретный победитель. За победу команда получает – 1 место, за поражение – 2 место. Победитель соревнований определяется по наименьшему количеству набранных очков. В случае равенства очков победитель определяется по дополнительному конкурсу: “Перетягивание каната”.

1. Полет на ядре. (Прыгунки)

Команда стоит в колонну по одному. Задача каждого игрока пропрыгать на прыгуне до фишки, вернуться в команду и передать прыгун следующему участнику. Как только все участники выполнили задание – эстафету можно считать оконченной.

2. Хоровод.

Команда стоит в колонну по одному. Первый участник добегает до фишки, возвращается в команду и берет за руку второго игрока. Затем они вдвоем добегают до фишки, возвращаются в команду и берут за руку третьего игрока, добегают до фишки и возвращаются в команду и т.д. Как только все участники выполнили задание – эстафету можно считать оконченной.

Конкурс для болельщиков.

1. Проложили две дорожки,

Чтоб по снегу мчались ножки,

Быстрые, новые

Ножки те кленовые. (Лыжи.)

2. Очень чудные ботинки

Появились у Иринки

Не годятся для ходьбы,

В них по льду кататься бы. (Коньки.)

3.Для каких обедов он?

Нет, обедать здесь не станем:

Сетку туго мы натянем -

Скачет шарик там и тут.

Как игру эту зовут? (Настольный теннис.)

4. Ах, какой огромный стол! 

На каток идут зимой.

Что же делать в летний зной?

Пригодятся Коленьке

С колесиками... (Ролики.)

5. Две ракетки и волан,

Пышный, точно сарафан.

Высоко волан взлетает -

Сильно Лена отбивает. (Бадминтон.)

6. Этот конь не ест овса,

Вместо ног 2 колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулём. (Велосипед.)

7. Кинешь в речку - не тонет.

Бьёшь о стенку - не стонет.

Будешь озимь кидать.

Станет кверху летать. (Мяч.)

3. Попрыгунчики. (Мяч)

Первый участник от каждой команды зажимает мяч между ног и прыгая вместе с ним, обегая стойку, возвращается назад. Передает мяч следующему участнику. Руками мяч держать нельзя! Если мяч падает, необходимо остановиться и поправить мяч, только затем продолжить движение. Побеждает та команда, которая закончила эстафету первой и с наименьшим количеством ошибок.

Спортивный танец

4. Ловкачи. (Ракетка и шар)

Команда стоит в колонну по одному. В руках у первого игрока шар и теннисная ракетка. Его задача пронести шар на ракетке до фишки и обратно, а затем передать шар с ракеткой следующему участнику. Как только все участники команды выполнили это задание эстафету можно считать оконченной.

5. Перевертыши.

Бежать спиной вперёд и с помощью обруча катить мяч до ограничительного знака и обратно.

7. Кузнечики. (Скакалка)

Участник добегает до середины зала, где лежит скакалка, выполняет 10 прыжков, добегает до поворотной стойки, возвращается и передает эстафету товарищу.

Танец в исполнении танцевальной группы.

8. Переправа.(2 обруча)

По сигналу судьи участники начинают переправляться на другую сторону зала при помощи 2 обручей, касаются рукой стойки, оббегают ее и отдают обручи следующему участнику.

9. Конкурс для капитанов.

Подведение итогов.

Ведущий:

Провели мы состязанья

И желаем на прощанье

Всем здоровье укреплять

Мышцы крепче накачать.

Всем ребятам мы желаем

Не стареть и не болеть,

Больше спортом заниматься

И в учёбе не отстать!

Всем спасибо за вниманье,

За задор и громкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех!

Занимайтесь спортом, укрепляйте свое здоровье, развивайте силу и выносливость. До новых встреч!

 
свернуть

Используемые источники

развернуть

1. Базарный, В.Ф. Зрение у детей / В.Ф. Базарный. Новосибирск: «Наука» СО, 1991. –– 220 с.

2. Базарный, В.Ф. Школа возрождения или школа вырождения /

В.Ф.Базарный. М.: «Самотека МИД», 2012. –– 220 с.

3. Базарный, В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса / В.Ф.Базарный. М., 2009. –– 328 с.

4. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома / В.Ф.Базарный. М.: «Аркти», 2005. –– 280 с.

5. Бедулина, Г.Ф. Формирование здорового образа жизни : социально-педагогическое проектирование : пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Г.Ф.Бедулина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 192 с.

6. Воронина, Е.В. Педагогическая эргономика: Монография [Текст] / Е.В.Воронина.- Ишим: изд-во ИГПИ, 2006.- 132с.

7. Мунипов, В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник для вузов [Текст] / В.М.Мунипов, В.П.Зинченко. — М.: ЛОГОС, 2001. — 356с.

8. Окулова, Л.П. Методологические основы педагогической эргономики [Текст] / Л.П.Окулова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ.ред. Г.Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 36-38.

9. Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье ученика: психологические установки и упражнения (книга). – М.: Владос, 2004.-161с.

свернуть