Инновационный опыт 2019-2022

Формирование конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации

Сроки реализации: 2019 – 2022 г.

Руководитель:

Шульга Оксана Константиновна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», сертифицированный семейный психолог, детский психолог, гештальт-консультант, конфликтолог, медиатор, директор Гродненского филиала учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право».

Основная идея проекта заключается в создании в учреждениях общего среднего образования организационно-методических и психолого-педагогических условий для создания практики мирного разрешения конфликтов и медиации, конструктивного поведения в спорных ситуациях, формирования культуры ненасилия и способности к взаимопониманию и примирению участников школьного сообщества (педагогов, учащихся, родителей, администрации), закрепления медиации как культурной традиции в белорусском обществе.

 

Сегодня школа является значимым социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей современного общества. Центральным компонентом школы является образовательная среда, которая выступает как психолого-педагогическая реальность, содержащая условия для формирования личности, как учащегося, так и педагога. Эта личность обладает способностями постоянно развиваться и осваивать новый социальный опыт. Поддерживает эту реальность – установление взаимоотношений между всеми участниками образовательной среды (между учащимися, учащимися и педагогами, администрацией и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями.). Качество этих отношений определяет качество образовательной среды и обусловливает ее психологическую безопасность.  

Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Практика показывает, что современная школа редко способствует появлению гражданских умений учащихся, не способствуют образованию навыков разрешения конфликтов и ведения переговоров. В большинстве случаев конфликты в школе разрешаются административным способом по следующей схеме: событие – расследование – оценка (кто прав, кто неправ) – классификация (тип ситуации) – совет, рекомендация, наказание или угроза наказания (постановка на учет, вызов родителей и т.д.). Такой способ не способствует развитию детской ответственности, самостоятельности и умений вести себя в конфликтных ситуациях.

Участники школьной образовательной среды нуждаются в знаниях о причинах и видах конфликтов, о возможных стратегиях поведения в спорах, возникающих из различных правоотношений, об альтернативных способах разрешения конфликтов.

Одним из таких способов является медиация. Постоянное функционирование школьных служб медиации обеспечит защищенность всех участников образовательной среды от насилия и неуважения. Обучение педагогов, родителей и учащихся навыкам медиатора, использование примирительных технологий для разрешения конфликтов позволяет развивать и восстанавливать способности людей понимать друг друга, уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом разрешать конфликты, не выходя за рамки закона; развивать коммуникативные навыки и способности.

Таким образом, результаты, полученные в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации» показали, что в рамках функционирования школьной службы медиации происходит формирование всех компонентов конфликтологической компетентности. В процессе овладения эффективными коммуникативными техниками формируется новый стиль поведения в конфликтных ситуациях, который позволяет более целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом разрешать споры.

Представленные материалы адресованы заместителям директора по воспитательной работе, учителям, выполняющим функции классного руководителя.

 

Описание технологии

развернуть

Теоретико-методологическая основа технологии

Школьная медиация является в настоящее время одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием посредника-медиатора, который является для участников спора нейтральным, беспристрастным. Он помогает конфликтующим принять взаимовыгодное решение и создает условия для конструктивного диалога. Понятие «медиация» происходит от лат. «mediare», что означает «посредничать». Медиация – это междисциплинарная область. Она лежит на стыке таких отраслей знания, как юриспруденция, психология, социология, конфликтология, лингвистика.

Теоретико-методологическую основу технологии составляют: положения системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А.Н. Леоньтев, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, В.Л. Марищук, Л.В. Марищук), психолого-педагогические основы развития человека в учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Ф.И. Иващенко, Е. Касьяник, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Т.В.Черникова, С.Н.Чистякова, О.К. Шульга и др.); положения компетентностного подхода в организации образовательного процесса (И.А. Зимняя, Л.В. Марищук, А.В. Хуторской и др.);  положения теории, определяющие природу конфликта (А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, А.Г. Здравомыслов, Г. Зиммель, К. Левин, А.И. Шипилов, Б.И.Хасан и др.); п идеи педагогической конфликтологии (В.В. Базелюк, А.С. Белкин, В.И. Журавлев, М.М. Кашапов, М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина и др.); применения медиативного подхода в разрешении конфликтов и споров.

Описание технологии

Эффективность процесса формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений определяется:

созданием в учреждениях образования школьной службы медиации;

специальным обучением взрослых и детей посредничеству и медиативному подходу;

использованием альтернативных форм разрешения школьных конфликтов, прежде всего, медиации;

развитием медиативного подхода как нового типа реагирования и поведения в конфликтной ситуации.

Школьная служба медиации – это служба, созданная в учреждении общего среднего образования и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам школьной медиации и медиативного подхода. Основная цель школьной службы медиации – внедрение новых альтернативных форм разрешения конфликтов в учреждениях общего среднего образования.

Критерии и показатели, согласно которым оценивается эффективность проекта

 

Критерии

Показатели критериев

Качественные измерители/компонент

1. Конфликтологическая компетентность учащихся, педагогов, родителей, администрации

-когнитивный компонент;

-аффективный компонент;

-поведенческий компонент.

 

Анкетирование, тестирование коммуникативных способностей и навыков; методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной), анализ конкретных конфликтных ситуаций (по схеме анализа конфликта), тест «Уровень конфликтности личности», тест «Самооценка конфликтности».

2. Практическая готовность к осуществлению примирения в качестве посредника участников школьной службы медиации и разрешения конфликтов.

Наличие практических знаний и умений, необходимых для осуществления примирения в качестве посредника и проведения медиации

Моделирование учебной медиации, шкала оценки компетенций медиатора. 

3. Мотивационно-ценностная готовность к конструктивному разрешению конфликтов.

Толерантность, эмпатия, стремление к диалогу, ценностные ориентации.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), методика диагностики уровня эмпатических  способностей В. В. Бойко.

4. Овладение правовыми знаниями

Уровень правовой осведомленности участников образовательной среды об альтернативных способах разрешения споров и конфликтов

Анкетирование, тестирование, опросник правовой грамотности.

5. Социально-психологическая компетентность учителей

Стили взаимодействия, стиль разрешения конфликтов, локус контроля.

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).

6. Психологическая безопасность образовательной среды

Взаимоотношения с учителями, взаимоотношения с учениками, возможность высказать свою точку зрения, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, возможность проявлять инициативу, уважительное отношение.

Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы».

7. Степень удовлетворенности деятельностью школьной службы медиации и примирения.

- учителей

- родителей

- учащихся

- администрации

Создание банка данных на основе мониторинга, разработка опросника оценки удовлетворенности деятельностью.

8. Качество и эффективность деятельности школьных служб медиации и примирения.

 

Планирование  деятельности.

Мониторинг качества и эффективности деятельности.

Данные анкетирования, статистика разрешения школьных конфликтов с помощью альтернативных методов (качественный и количественный анализ).

свернуть

Алгоритм создания школьной службы медиации

развернуть
  • Обучение педагогов, родителей и школьников технологии медиации.
  • Развитие конфликтологической компетентности педагогов, родителей и школьников.
  • Разработка и принятие положения о службе.
  • Отбор школьников в службу примирения.
  • Определение категории дел, с которыми работает служба.
  • Определение и согласование с администрацией организационной схемы направления дел в службу примирения и медиации.
  • Создание команды школьников-медиаторов службы примирения.
свернуть

Кто может быть стороной в медиации

развернуть
  • учащиеся
  • педагоги
  • родители
  • администрация
  • сотрудники школы
свернуть